|
Молитва
Господня.
Включает:Молитва Господня (опыт толкования); Письма
к евреям
(христианизация в книге «Деяния Апостолов»).
336 c.; твердый переплет; бумага офсетная; 13x21;
Название этому тому дало произведение митрополита
Вениамина «Толкование Молитвы Господней». Сам молитвенник,
Владыка с грустью отмечает, что люди стали меньше
молиться. Молитва исчезает из жизни. Даже верующие
люди уделяют ей мало времени. Размышляя об этом, митрополит
Вениамин разбирает Молитву Господню, общую для всех
христиан, Молитву, которую дал миру Сам Спаситель
наш Иисус Христос, указав человечеству, как и о чем
нужно молиться.
В православной Церкви известны толкования Молитвы
Господней святыми отцами, где изъясняются все прошения
и даже отдельные слова. Митрополит Вениамин задался
целью вскрыть ее основную мысль, исходя из того, что,
данная Самим Господом, она представляет собой нечто
цельное и всеохватывающее. Ее суть Владыка выразил
словами: всё—к Богу и всё—от Бога. Она вводит нашу
душу в непосредственное общение с Богом, «единым центром
всего и для всего, как на небе, так и на земле».
Работа
написана в 1954 г. Публикуется по авторской машинописи.
Дополняется книга «Письмами к евреям», содержащими
разбор «Деяний апостолов», где раскрывается тема христианизации
еврейского народа. Начав с писем 1930-х гг. конкретному
лицу о необходимости крещения, Владыка, решив опубликовать
их в 1951 г., уже не приспосабливается к неверию своего
адресата, и пишет верующему о вере—основной
теме всех своих сочинений. Работа впервые опубликована
в 1994 г. в журнале «Христианос» (Рига).
ПРЕДИСЛОВИЕ МИТРОПОЛИТА ВЕНИАМИНА
Поводом к дерзновенной попытке написать истолкование
Молитвы Господней послужило случайное обстоятельство.
Одно лицо, даже неправославного исповедания (но
глубоко сочувствующее Святому Православию), наблюдая
современное «христианское» общество разных исповеданий,
пришло к печальному и ужаснувшему его факту: люди
почти не молятся! Мир весь запутался в неразрешимых
вопросах разного рода. Все в беспокойстве и ожидании
еще худших бедствий. Все ищут разрешения мировых
узлов. И почти не молятся Богу о помощи в столь
великих бедствиях... Мало того, верующие разных
направлений, даже и те, которые исповедуют себя
открыто христианами, все-таки ищут разрешения мучительных
вопросов теми же путями, как и неверующие разных
степеней, то есть умом, политикой, войной, соглашениями,
а не молитвой к Премудрому.
Хуже
того: заявляя себя верующими, люди в постоянной
повседневной жизни или не молятся совсем, или ограничиваются
посещениями своих приходских храмов в известные
праздничные дни (если только еще делают это). Наступило
какое-то время «пустой» веры! Еще если и говорят
о Боге, то ему не молятся, точно Его и нет вообще,
и для них в частности. Если прежде повторяли слова
апостола Иакова: «вера без дел мертва есть», то
теперь приходится добавлять: «вера без молитвы мертва».
Исчезает из жизни молитва.
И такое
опустошение души привело данное лицо в мучительное,
ужасающее состояние: если не молятся, то
дело—плохо!
Ища какого-нибудь душевного выхода, соответственного
обыкновенным силам рядового отдельного человека,
это лицо решило выпустить книжечку о молитве. Для
этого оно остановилось на Молитве Господней. Причины
понятны.
Во-первых,
авторитетность этой молитвы исключительна: ее дал
миру Сам Бог, Спаситель наш Иисус Христос. Значит,
и нужно молиться. Во-вторых, эта молитва—самая распространенная
среди христиан. В-третьих, она общая для разных
Церквей. А в-четвертых, и это самое важное,—в этой
молитве Господь указал человечеству на содержание
наших молитв: как и о чем нужно молиться. Никто
уже не осмелится возражать по этому вопросу, ибо
Сам Богочеловек дал такую, а не иную молитву. Так
и должны молиться.
А чтобы
заинтересовать читателей в молитве вообще, и Господней
в особенности, это лицо захотело предпослать читателям
книжечки толкования Молитвы Господней
тремя основными исповеданиями: православным, католическим
и протестантским, чтобы верующие разных исповеданий
могли заинтересоваться и книгой, и молитвой.
С подобной целью это лицо обратилось и ко мне, как
представителю Православной Церкви, с просьбой дать
какое-либо авторитетное толкование Молитвы Господней.
У нас есть краткое истолкование ее в Катехизисе,
но этого было недостаточно: нужно было более обширное
и отвечающее на современное состояние умов и душ
читателей. В нашей литературе есть специальная книга,
изданная известным богословом епископом Феофаном
Затворником, где им собраны воедино толкования знаменитых
святых отцов Церкви: Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина,
Максима Исповедника и других.
Но эти книги теперь за границей невозможно достать.
Есть толкование у епископа Игнатия (Брянчанинова),
но оно слишком возвышенно аскетически, не под силу
обычному верующему.
Есть на английском языке толкование святого Иоанна
Кассиана Римлянина (православного), коим пользовался
и епископ Игнатий, но и его толкования аскетичны.
Поэтому я и дерзнул написать то, что мне приходилось
читать и переживать.
Бог да поможет и мне, и читателям получить от этого
пользу.
|
|
|