|
Записки архиерея.
Приложение составляет заново написанная
первая часть,
которую Владыка предполагал утраченной.
1008 с.; переплет; 13x21.
Распродано.
Переиздано полностью в трех книгах:
«Я
вспоминаю…»
Хорошие люди
О современных подвижниках
и молитве Иисусовой
Имя митрополита Вениамина (Федченкова) уже хорошо
известно православным читателям. В последнее десятилетие
оно вышло из тени забвения благодаря тому, что были
изданы многие книги Митрополита Вениамина. Среди них
— «На рубеже двух эпох», «Всемирный светильник преподобный
Серафим Саровский», «Отец Иоанн Кронштадтский», «Из
того мира», «Божии люди» и другие. Многие, но далеко
не все. Книга «Записки архиерея» занимает особое место
в духовном наследии Владыки Вениамина. Это своего
рода итог — и жизни Владыки, и его писательских трудов.
«Записки архиерея» (в другой редакции «Записки епископа»)
— последняя большая книга Митрополита, работа над
которой продолжалась в последнее десятилетие его жизни.
Жизнь владыки Вениамина действительно проходила «на
рубеже двух эпох». Родившемуся в 1880 году, Владыке
во время Октябрьского переворота, разломившего на
две части и историю России, и судьбы сотен миллионов
людей, было тридцать семь лет. Почти половина жизни,
отпущенной Господом митрополиту Вениамину, прошла
в том мире, в той стране, которые сейчас для нас безвозвратно
утрачены. Владыка Вениамин сохранил и передал нам
воспоминания о Святой Руси, причем не как о некоем
абстрактном понятии, а как о вполне конкретном воплощении
ее идеалов в реальных людях, его современниках.
В 1917—1918 годах архимандрит Вениамин участвует в
работе Поместного Собора Православной Российской Церкви.
Затем — хиротония во епископа (1919), вступление в
Белое движение (1920), вынужденная эмиграция, воссоединение
с Московской Патриархией подписанием Декларации Митрополита
Сергия, епископское служение в Северной Америке и
наконец окончательное возвращение на Родину (1947).
Это лишь основные вехи жизни митрополита Вениамина.
И свидетельство Владыки, бывшего непосредственным
участником многих эпохальных событий в истории России
и Российской Церкви, для нас бесценно.
«Записки епископа» — книга воспоминаний. Но это не
хронологически связанное изложение столь богатой событиями
жизни Владыки, а, скорее, духовные воспоминания. Это
книга о людях. Причем не только о святых и праведных,
но и о самых обыкновенных, «борющихся со злом, с грехом».
И каждый человек, из множества окружавших Владыку
людей, дорог ему, каждая душа бесценна для него. Это
тот самый народ, страдающий, терпящий «горе-горькое
духовное», нуждающийся «во всяком работнике, утешителе,
наставнике», послужить которому был призван Владыка
в своем знаменательном сне-видении. И это служение
народу, «спасению души народа. Спасению души! Не иного
чего!», определившее и наполнившее всю жизнь владыки
Вениамина, продолжается и после его смерти в его книгах.
«Записки епископа» — это, по словам самого митрополита
Вениамина, «фактический материал», факты из этого,
«естественного», и того, «именуемого “сверхъестественным”»,
мира. Личные встречи со святыми, очевидное действие
Промысла Божия в жизни людей обыкновенных, письма
прихожан, размышления — все это входит в книгу. Но
самое главное, что заключено в ней,— это любовь. В
одной из своих книг Владыка приводит слова, сказанные
ему сербским священником: «Что бы Вы ни делали, делайте
по любви Христовой... Тогда добро будет побеждать
зло, как бы велико оно ни было. Это христианское учение.
Этот способ воздействует и на противника, и он покоряется
истине Христова учения»,— и добавляет: «Да это и моя
мысль была всегда». И эта истинная Христова любовь,
в которой «весь закон», которая «покрывает множество
грехов», присутствовала во владыке Вениамине. И к
нему мы можем в полной мере отнести слова апостола
Любви, Иоанна Богослова: «Если мы любим друг друга,
то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть
в нас».
Отдельные главы из «Записок архиерея» вошли в изданные
прежде сборники, составленные из разных трудов митрополита
Вениамина. Настоящее же издание является первой полной
публикацией «Записок» именно в том виде, в котором
они были написаны самим Владыкой. Кроме того, «Часть
первую», открывающую эту книгу, владыка Вениамин считал
утраченной.
|
|
|