|
КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ.
Митрополит Вениамин — выдающийся иерарх Русской Православной
Церкви, замечательный духовный писатель.
Личность митрополита Вениамина необычайно интересна
сама по себе, а отображение в его произведениях эпохи,
в которую он жил, событий, свидетелем и непосредственным
участником которых он являлся, делают его творчество
особенно интересным для нас.
Митрополит Вениамин (в миру – Иван Афанасьевич Федченков)
родился 2 сентября 1880 года в Кирсановском уезде
Тамбовской губернии. Его отец – Афанасий Иванович
Федченков – происходил из крепостных крестьян и в
отрочестве застал еще крепостное право. Мать – Наталия
Николаевна Федченкова – происходила из духовного сословия:
она была дочерью дьякона. В семье было шестеро детей
(из которых Владыка Вениамин был вторым), и хотя семья
жила бедно, родители смогли дать всем детям образование.
Отучившись в земской школе и уездном училище, Иван
Федченков поступил в Тамбовское духовное училище,
а затем – в Санкт-Петербургскую духовную академию,
которую окончил в 1907 году и был оставлен профессорским
стипендиатом по кафедре Библейской истории. В том
же году он принял монашество с именем Вениамин.
Во время обучения в академии митрополит Вениамин стал
духовным чадом архимандрита Феофана (Быстрова), бывшего
в то время инспектором академии, впоследствии архиепископа
Полтавского, оказавшего огромное влияние на всю дальнейшую
жизнь Владыки Вениамина. Весьма примечательно также,
что в годы обучения будущего митрополита Вениамина
в Санкт-Петербургской академии ее ректором был архиепископ
Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), будущий
Патриарх Московский и всея Руси. Вероятно, архиепископ
Сергий уже тогда заметил студента Федченкова. И, конечно
же, не случайно, что в 1908 – 1910 годах иеромонах
Вениамин был личным секретарем при архиепископе Сергии.
Вообще, академический период явился для Владыки Вениамина
весьма знаменательным, в том числе по обилию встреч
с замечательными людьми. К ним относится встреча с
о. Иоанном Кронштадтским и сослужение ему во время
литургии – воспоминания об этом Владыка сохранил на
всю жизнь; встреча с «живым святым», по словам самого
Владыки, прозорливым старцем о. Никитой при посещении
Валаамского монастыря, пророчески назвавшем юношу-студента
«Владыкой»; знакомство со старцем Гефсиманского скита
Троице-Сергиевой Лавры о. Исидором; дружба с сокурсником
Николаем Соболевым, будущим архиепископом Серафимом,
известным богословом и церковным писателем. Все эти,
а также многие другие встречи и с «живыми святыми»,
и, как говорил Владыка, с «хорошими людьми» подробно
описаны в книгах митрополита Вениамина.
1917 год архимандрит Вениамин встретил ректором Тверской
духовной семинарии. В 1917 – 1918 годах он был избран
членом Поместного Собора и принимал активное участие
в его деяниях, во многом определивших жизнь Русской
Православной Церкви в новых политических условиях.
В феврале 1919 года в Симферополе состоялась епископская
хиротония архимандрита Вениамина во епископа Севастопольского,
викария Таврической епархии. Начало его епископского
служения пришлось на годы братоубийственной гражданской
войны. В 1919 – 1920 годы Владыка Вениамин – епископ
армии и флота на юге России, член Синода Временного
Высшего Церковного Управления епархий юго-востока
России, а также представитель Церковного Управления
в совете министров при генерале Врангеле.
Ноябрь 1920 года – одна из наиболее трагичных страниц
в истории России – начало Великого русского исхода.
Вместе со своей паствой Владыка Вениамин покинул Россию.
Далее – Константинополь, бывший первым местом зарубежного
служения Владыки Вениамина. Владыка, еще оставаясь
епископом армии и флота, был членом Русского совета
при Врангеле. Затем были Сербия и Чехословакия, а
с 1925 года – Парижский богословский институт во имя
преподобного Сергия Радонежского. 1927 год стал переломным
в жизни Владыки Вениамина – он подписал Декларацию
митрополита Сергия, воссоединившись с Московской Патриархией.
Это решение было принято Владыкой после долгих и мучительных
размышлений, после того как он, служа сорокоуст (то
есть сорок литургий), сугубо молился Господу указать
ему истинный путь.
С 1933 года Владыка Вениамин – епископ Алеутский и
Северо-Американский, временный Экзарх Московской Патриархии
в Северной Америке. Здесь же застало его известие
о начале Второй мировой войны, а затем и о нападении
Германии на Россию. Митрополит Вениамин, обратившись
с посланием ко всем русским людям в Америке, призывает
их сплотиться для помощи родине. Он произносит проповеди,
выступает с лекциями о России, организует сбор средств
для Красной армии, медицинского оборудования для госпиталей
и лекарств, участвует в работе Комитета помощи России.
За каждым богослужением в православных русских храмах
возносится горячая молитва о даровании победы русскому
оружию.
Зимой 1945 года митрополит Вениамин впервые за двадцать
пять лет побывал на родине в качестве члена Поместного
Собора Русской Православной Церкви. А уже через два
года, в 1947 году, он уже окончательно возвращается
в Россию и назначается сначала на Рижскую кафедру,
а затем последовательно занимает Ростовскую и Саратовскую
кафедры. В 1958 году митрополит Вениамин был уволен
на покой и последние годы своей жизни провел в Псково-Печерском
монастыре, где и скончался 4 октября 1961 года.
Даже из этого весьма краткого изложения основных этапов
биографии митрополита Вениамина видно, насколько богатой
событиями и удивительными встречами была его жизнь.
Все это, конечно же, нашло отражение в творчестве
Владыки. Жизнь Владыки действительно проходила «на
рубеже двух эпох»: во время Октябрьского переворота
ему было 37 лет. Первая половина его жизни прошла
в том мире, в той стране, которая сейчас для нас безвозвратно
утрачена. Владыка Вениамин сохранил и передал нам
воспоминания о Святой Руси, причем не как о некоем
абстрактном понятии, а как о вполне конкретном воплощении
ее идеалов в реальных людях, его современниках. Книги
митрополита Вениамина дают возможность непосредственно
соприкоснуться с его временем, ощутить живую связь
поколений, а также неразрывность этого – земного –
и «того» – Небесного – мира, которую столь отчетливо
ощущал сам Владыка Вениамин.
Все публикации трудов митрополита Вениамина подготовлены
по машинописным оригиналам и рукописям Владыки. Каждая
книга, объемом около 1000 страниц, снабжена подробнейшими
комментариями к тексту и интересными иллюстративными
материалами.
|
|
|