|
От
Богоявления до Вознесения.
Размышления о Двунадесятых праздниках.
Включает:
Богоявление, Преображение, Вход Господень в Иерусалим,
Вознесение, Успение;
Словарь богослужебных терминов.
Публикуется впервые
576 c.; твердый переплет; бумага офсетная; 13x21;
Мы продолжаем публиковать работы митрополита Вениамина,
посвященные праздничным богослужениям. В настоящий
том вошли описания праздников: Крещения, после которого
Господь вышел на проповедь нового учения, Преображения
на горе Фавор—за сорок дней до Его страданий и Распятия,
торжественного Входа в Иерусалим, когда приблизилось
время пострадать за род человеческий, и Вознесения
Господня на Небеса через сорок дней после воскресения.
Завершает том размышление о празднике Успения Пресвятой
Богородицы, свидетельницы вознесения. Она пребывала
с учениками в посте и молитве до схождения на всех
них Святого Духа и первой из людей была взята Господом
на небо.
В наши дни, когда церковная жизнь возрождается, многие
люди, даже постоянно посещающие богослужения, часто
не имеют ясного понятия о том, что происходит в церкви,
каков смысл тех или иных таинств и служб. Между тем
понимание этого совершенно необходимо для нашей духовной
жизни. Богослужение—это тоже богословие, потому что
основано на духовном опыте, а духовный опыт дается
более всего в молитве.
Необходимость толкования богослужения очевидна. Оно
подводит верующего к познанию «великой тайны благочестия—воплощения
Божия Слова нашего ради спасения, воскресения, преображения»,
по выражению архимандрита Киприана Керна.
Владыка Вениамин придает огромное значение богослужебным
текстам праздников. Стихиры, тропари, кондаки и в
особенности каноны—самые развернутые виды церковных
песнопений—являются источником вероучения наряду со
Священным Писанием. Написанные святыми отцами, проверенные
Церковью Божией в течение тысячелетий, они и сегодня
поражают нас своей глубиной и оригинальностью. Творцы
богослужебных текстов раскрывают события праздников
как великое таинство. Владыка призывает вчитываться
в них, углубляться, а проповедников—основывать на
них свои слова и поучения.
Почти все каноны к праздникам, которые разбирает митрополит
Вениамин в этом томе, написаны Космой Маиумским и
Иоанном Дамаскином, жившими в VIII веке, образованнейшими
людьми, аскетами высокой духовной жизни. Каноны на
Богоявление, Преображение, Успение Богородицы есть
и у Космы, и у Иоанна, причем канон на Богоявление
(так же, как и на Рождество и Пятидесятницу) написан
у него ямбическим триметром—традиционным метром классической
греческой поэзии. Косма и Иоанн писали каноны на великие
праздники так, что они дополняли друг друга. Один
давал внутренний смысл события, другой повествовал
о его внешних особенностях. «Песненные каноны Иоанна
и Космы не имели себе равных между гимнами других
песнописцев» (Архиепископ Филарет Гумилевский. Историческое
учение об отцах Церкви. Т.3. СПб. 1882. С. 208).
Обращая наше внимание на поэтические строки канонов
и стихир, митрополит Вениамин помогает читателю постигать
всю глубину и величие празднуемых событий. Этому же
служит и прекрасная форма древних гимнов, поэтическими
средствами отражающая грани праздника.
Все выделения в авторском тексте, а также в текстах
Священного Писания, творений святых отцов и богослужебных
принадлежат митрополиту Вениамину. Пояснения в круглых
скобках, а также внутритекстовые примечания—авторские,
кроме помеченных Ред. (редакционных). Пояснения в
квадратных скобках приводятся редакцией для уяснения
текста.
Книга снабжена редакционными комментариями и Словарем
богослужебных терминов.
|
|
|