|
“А сердце
говорит мне: верь!”.
Включает:
Беседы в вагоне;
О вере, неверии и сомнении;
Всемирный Светильник преподобный Серафим Саровский.
888 с.; переплет; 13x21.
Распродано.
Переиздана часть под названием
О
вере, неверии и сомнении.
Книга содержит три произведения митрополита Вениамина:
«Беседы в вагоне», «О вере, неверии и сомнении» и
«Всемирный светильник».
В России после Октябрьского переворота в начале ХХ
века выросло уже не одно поколение людей, не державших
в руках Библии. А в библиотечных правилах советского
времени существовал параграф, запрещающий к выдаче
книги религиозного содержания. Наша «недопросвещенность»
часто проявляется в том, что в цивилизованных странах
считается само собой разумеющимся минимумом знаний.
Вульгарное противопоставление веры знанию привело
к тому, что определение «религиозный» или «верующий»
стало синонимом темного, «непросвещенного» человека.
И даже многие наши современники с удивлением и недоверием
узнают, что на одном из фронтонов Московского университета
начертано: «Свет Христов просвещает всех».
Однако благоговение перед Творцом, ощущение себя частицей
мироздания не только не мешают, но помогают ученому
постигать его законы, а художнику выражать его гармонию.
«Вера и благочестие утверждают необходимость знания
и налагают на каждого долг познавать… и этот долг
познания входит необходимым слагаемым в состав всеобщего
и всеобязательного христианского послушания» (Г. Флоровский.
Оправдание знания// Вера и культура. СПб., 2002. С.
345).
Биографические заметки «Беседы в вагоне» и «О вере,
неверии и сомнении» митрополит Вениамин называл своей
исповедью сердца.
Многие из нас, оглядываясь на пройденную жизнь, вспоминают
свой путь к Богу. Владыка Вениамин как бы не имел
такого пути: он всегда был с Богом.
Первый период жизни—детская вера, воспринятая в традиционной
православной семье, когда ребенок даже не подозревает,
что кто-то может быть «безбожником», когда богослужения—праздники
души, когда сердце хочет веры.
В студенческие годы формируется мировоззрение юноши,
ему хочется веры «разумной».
Творения великих богословов, с которыми знакомился
будущий святитель, углубляли его веру, философы раскрывали
ему в христианстве стройную систему, ученые—нравственное
учение. Но вера вмещает в себя все это. Предмет веры—выше.
Конец домостроительства Божия, то есть то, для чего
приходил Господь на землю,—ниспослание Святого Духа,
Который просвещает и освящает уверовавших во Христа,
а вера, любовь—только путь к Нему.
В повествовании «Всемирный светильник» митрополит
Вениамин обращается к преподобному Серафиму Саровскому,
горячо любимому им подвижнику, на котором исполнились
его же собственные слова о цели христианской жизни:
стяжание (приобретение) Святого Духа, Духа мирна,
Духа Христова. Личность, преображенная благодатью
Святого Духа и на окружающих изливающая Пасхальную
радость,—вот совершенный плод веры.
В бесхитростных рассказах владыки Вениамина, его заметках,
цитатах как основа православного воззрения на мир
проступает вера, «которая постоянно пробивается во
всех областях русской культуры, проявляется при малейшей
возможности, то безмолвно, то в твердой уверенности,
то в поэтических строчках, то в героическом подвиге,
то в эпитафии на могильной плите, то в прекрасном
обычае, то в царском указе» (И. Ильин. Сущность и
своеобразие русской культуры// М., 1996, №2. С. 181).
Познакомившись с литературой, упоминаемой Владыкой,
поражаешься тому многообразию судеб, идей, интеллектуальных
поисков и даже отраслей знаний, которые внимательно
изучал митрополит Вениамин, прослеживая духовные поиски
веры среди представителей ученого мира, общественных
и государственных деятелей, выдающихся философов,
художников, поэтов и композиторов. Для того чтобы
читатель мог представить «круг чтения» митрополита
Вениамина, основной темой размышлений и творчества
которого были вера, неверие, сомнение, помещаем в
книге комментарии. При их составлении главное внимание
обращено на те стороны деятельности персоны, которые
имеют отношение к теме, нас интересующей: вера, воцерковление,
пути Промысла Божия, воздействие на человека Священного
Писания и отношение к нему. Но религиозность литературы
проявляется не только в связи с церковной жизнью и
не в исключительном внимании к сюжетам Священного
Писания, а в особом воззрении на мир. Православие
так воспитывало человека, что он, даже видимо порывая
с верой, не мог до конца отрешиться от православного
миросозерцания. Поэтому мы сочли уместным привести
некоторые оценки личности или творчества некоторых
писателей в духовном аспекте. Критические работы философов
и богословов—религиозных деятелей печатались в XVIII—начале
XX веков во многих журналах, но поколениям читателей,
воспитанных на литературоведении середины ХХ века,
они неизвестны.
«Цветение русского духа из корней Православия,—по
выражению И.А.Ильина,—ярко проявилось не только в
русской литературе XVIII—XIX веков, но и в русском
искусстве, науке, правотворчестве, в русской медицине,
педагогике и во всем. Православная Церковь молилась,
учила и благодатствовала, а в прочем оставляла русским
людям инициативу труда и созерцания» (И. Ильин. Церковь
и жизнь// О грядущей России. Джорданвилль, 1991).
Понятие «верующего мышления» принадлежит И.В.Киреевскому.
«Не для всех возможны,—писал он,—не для всех необходимы
знания богословские; не для всех доступно занятие
любомудрием; не для всех возможно постоянное и особое
упражнение в том внутреннем внимании, которое очищает
и собирает мир к высшему единству; но для всякого
возможно и необходимо связать направление своей жизни
с своим коренным убеждением веры, согласить с ним
главное занятие и каждое особое дело, чтобы каждое
действие было выражением одного стремления, каждая
мысль искала одного основания, каждый шаг вел к одной
цели. Без этого жизнь человека не будет иметь никакого
смысла, ум его будет счетной машиной, сердце—собранием
бездушных струн, в которых свищет случайный ветер,
никакое действие не будет иметь нравственного характера,
и человека собственно не будет. Ибо человек—это его
вера» (И.В. Киреевский. Отрывки// Полн. собр. соч.
М., 1861. Т. 2. С. 338).
«Верующее мышление»—это мышление, согласующееся с
верой не рассудочно и не отвлеченно, но являющееся
формой выражения, способом выражения самой веры—так
же, как выражением веры должны быть дела, поступки,
слова.
Мы стали возвращаться в Церковь. В этом возвращении
должна участвовать и мысль. Испытание сомнением и
неверием разрешится только в творческом исповедании
истины и правды.
Текст части «Беседы в вагоне» печатается по машинописи,
принадлежавшей митрополиту Вениамину и находящейся
сейчас в частной библиотеке. Текст части «О вере,
неверии и сомнении» также печатается по машинописи,
принадлежащей митрополиту Вениамину и находящейся
в МДА. Текст части «Всемирный светильник» печатается
по изданию «Всемирный светильник. Преподобный Серафим
Саровский», подготовленному митрополитом Вениамином
и вышедшему в Париже в 1932 г.
|
|
|