|
Царство Святой
Троицы.
Объяснение духовного смысла праздников:
Троица, Воздвижение, Введение, Благовещение, Пасха.
Публикуется впервые.
800 с.; переплет; 13x21;
Распродано
Этой книгой издательство «Правило веры» начало публикацию
цикла работ Святителя, посвященных богослужению Русской
Православной Церкви, объяснению двунадесятых праздников
и «праздника праздников»—Пасхи.
Душа и мысли владыки Вениамина были устремлены к миру
Божественному, горнему. Именно «тому миру» он всегда
внимал с особенной чуткостью. Вся его жизнь была неразрывно
связана с жизнью Церкви. Он жил в Церкви, жил жизнью
Церкви. «...Церковь есть отображение Царства Пресвятой
Троицы. Можно даже сказать: Церковь и есть Царство
Божие, или Царство Троицы, на земле. <...> Церковь
этим живет больше всего и сему же хочет научить чад
своих. Она живет Царством Троицы. Ибо Церковь есть
Царство Троицы на земле и ведет нас к Царству Небесному,
Царству славы, к вечной жизни»,—писал Владыка. А основу
жизни Церкви составляет богослужение, молитва, славословие
Святой Троицы: «Все богослужение переплетено славословием
Царства Троицы. <...> И этим славословием Церковь
уподобляется небу, где ангелы непрестанно славят Святую
Троицу...»
Митрополит Вениамин любил и превосходно знал богослужение.
Именно поэтому произведения, посвященные богослужению
Православной Церкви, занимают значительное место в
духовном наследии Святителя.
В эту книгу включены работы митрополита Вениамина
с объяснением следующих праздников: Святой Троицы,
Введения во храм Пресвятой Богородицы, Благовещения
Пресвятой Богородицы, Воздвижения честного и животворящего
Креста Господня и Святой Пасхи.
Хотя произведения, вошедшие в книгу, датированы 1955
годом, известно, что писать их Владыка начал еще в
эмиграции, в 20-х годах ХХ века, и трудился над ними
в течение нескольких десятилетий. Первоначально они
носили название «Письма о двунадесятых праздниках».
Адресованы были «Письма...» монахине Анне (Обуховой),
человеку, духовно близкому Владыке. «Я писал ей письма
о двунадесятых праздниках, которые теперь размножены
и перепечатаны на машинке»,—вспоминал митрополит Вениамин
в книге «Записки архиерея».
В этих работах Владыка подробнейшим образом рассматривает
каждый из двунадесятых праздников. Праздник раскрывается
с совершенно разных сторон: дается подробный исторический
обзор как самого события евангельской истории, так
и установления его празднования; анализируются уставные
особенности богослужения; очень подробно разбираются
тексты праздничных служб, включая службы предпразднства,
попразднства и отдания праздника; раскрываются догматические
мысли, содержащиеся в богослужении праздника; приводятся
сведения о песнописцах, авторах различных богослужебных
текстов, а также слова святых отцов и учителей Церкви,
посвященные этому празднику; рассматривается иконография
праздника, обрядовая сторона богослужения и даже отражение
праздника в повседневном быту.
Труд митрополита Вениамина можно было бы назвать энциклопедией
двунадесятых праздников, если бы не то обстоятельство,
что все эти сведения, действительно энциклопедические
по широте и глубине охватываемого материала, приведены
не в виде сухих статей, а органично вплетены в ткань
повествования, включающего и размышления, и воспоминания
о детстве, о годах эмиграции и о различных случаях
из жизни митрополита Вениамина, столь богатой событиями
и встречами со святыми людьми.
И хотя Владыка рассматривает очень серьезные вопросы,
но говорит о них в свойственной ему манере неторопливой
беседы, так, что, несмотря на глубину и важность предметов,
каждому читателю, даже не очень знакомому с богослужением,
все ясно и понятно. Эти объяснения дают возможность
не только понять глубинный смысл празднуемого события
и рассмотреть тончайшие оттенки в богослужении праздника,
но и увидеть праздник глазами самого Святителя, воспринять
его через соприкосновение с очищенной благодатью душой
митрополита Вениамина.
И именно в этом заключается то главное, что хотел
передать Владыка в своих произведениях,—то, что сам
он называет словами, очень часто повторяющимися на
страницах книги,—«благодать праздника». Эта «благодать
праздника» передается и читателям его произведений,
у которых остается живое ощущение, переживание праздника.
В этих творениях приоткрывается сокровенная духовная
жизнь митрополита Вениамина, его духовные переживания
и откровения. И о них Святитель пишет очень просто,
со столь свойственными ему деликатностью и глубочайшим
смирением.
Все вошедшие в этот сборник труды митрополита Вениамина
(за исключением «Пасхи») публикуются впервые. Кроме
того, заключительная часть «Пасхи»—«Свидетельства
о воскресении Христа», включающая объяснение одиннадцати
воскресных утренних Евангелий,—ранее считалась утраченной,
и также публикуется впервые. Тексты произведений,
вошедших в сборник, печатаются по машинописным оригиналам,
хранящимся в частных архивах.
Низкое качество машинописного оригинала и значительное
количество опечаток обусловило трудности в прочтении
некоторых фрагментов текста. Эти трудности мы постарались
устранить, логически связав текст. Слова, не принадлежащие
митрополиту Вениамину и включенные для восстановления
смысловой связи, заключены в квадратные скобки.
Орфография и пунктуация в тексте приведены в соответствие
с современными нормами за исключением некоторых случаев,
в которых сохранено авторское написание отдельных
терминов, например, «предпразднество», «отпуск» и
др.
Книга снабжена подробными комментариями, а также Словарем
богослужебных терминов, встречающихся в тексте.
|
|
|