
«Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни.
Молитва—дыхание духа. Есть молитва—живет дух, нет
молитвы—нет жизни в духе,—писал святитель Феофан своему
адресату.—Сама молитва есть возникновение в сердце
нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу,—чувства
самоуничижения, преданности, благодарения, славословия,
прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного
припадания и проч.»
«Молитву,
или устремление сердца к Богу, нужно возбудить и возбужденную
укрепить, или—что то же—нужно воспитать в себе молитвенный
дух». Для этого прекрасным подспорьем будет публикуемый
нами сборник
«Святые отцы о молитве и трезвении
или внимании в сердце к Богу». Существо дела
в том, чтобы установиться в памяти Божией, или ходить
в присутствии Божием. Один прием общеобязателен—вниманием
стоять в сердце.
Святитель Феофан составил этот сборник по желанию
многих боголюбцев иметь в одной книге наставления
разных святых об этом предмете.
Каждому
человеку полезно напитаться мудростью святых, укоренившихся
в Святом Духе и научающих нас в своих писаниях, как
достигать внутренней молитвенной тишины и богопредстояния.
ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЯ
Предлагаемый
сборник обязан своим происхождением следующему случаю.
Некто из боголюбцев, любящих внимать себе и с Богом
молитвенно беседовать, рассказывал о себе, что он,
бывая вынужден иногда хлопотать много по хозяйству
и по должности, всегда ослабевает во внимании и
охлаждается в молитве. Как, говорит, ни скорбно
это, но сладить с собою не бываю я в силах. Но потом,
как только улучу свободное время, запираюсь в своей
комнате и, положив конец всем делам и хлопотам,
только молюсь, читаю и размышляю о Боге и вещах
божественных. Милостив Бог,—прежнее настроение мирное
опять возвращается. Читаю я в это время все только
о молитве, то в одной, то в другой книге. Сказав
это, он выразил желание, что хорошо было бы, когда
бы все это собрано было в одну небольшую книжку.
Тогда не для чего было бы рыться в разных книгах.
И се—собрано,
хоть отчасти, но довольно достаточно для цели. Побуждением
служило не одно желание означенного боголюбца, но
особенно то, что и другие многие боголюбцы бывают
в подобных же обстоятельствах, а книг тех, в которых
пишется о молитве, не имеют под руками, чтобы почитать
и восстановить в себе молитвенное настроение. Между
тем такое чтение есть наилучшее средство к умиротворению
ума и отрезвлению сердца. Почитает—и подогреет желание
молитвы. Помолится, пока теплится сердце,—и опять
за чтение, чтобы, подогревшись им, снова стать на
молитву.
Вот по
какому поводу и побуждению—этот сборник! Но и без
того в нем всякий, желающий установиться в молитве,
найдет потребное к тому наставление.
В нем
все говорится о духе молитвенном. Что же касается
до правил и чина молитвословного, то для этого нет
нужды в особых наставлениях. Эти правила и чины
указаны в церкви и исполняются всеми, даже и не
так усердно внимающими молитве. Ходят в церковь
и дома молятся по молитвенникам. И нет никого, мало-мальски
себя помнящего, кто бы не исправлял каждодневно
молитв как бы то ни было.
При всем
том нельзя, однако ж, не дивиться, как так бывает,
что целый век молимся, а молиться как должно все
же не умеем. Предлагаемый сборник напомнит об этом,
изображая достодолжную молитву, а кто возжелает
достигнуть совершенства в ней, чтоб она и в его
душе была достодолжною, того научит, как в сем успеть.
Иной,
может быть, пожалеет, что сборнику не дана какая-нибудь
система. Об этом была мысль. Но спрошен был один
из великих молитвенников—святитель Божий, теперь
уже блаженной памяти,—не лучше ли дать систему сборнику?
Ответ получен такой: не идет к сему делу система.
Система производится такими силами, которые находятся
совсем в другой области, нежели в какой действуется
молитва. Потому это будет смешение несродных стихий.
Сборник составляется для назидания, а не для умствования.
Ищущему же назидания не система нужна, а указание
дела. У него свой в сердце созидается молитвенный
строй,—и всякое вычитанное указание тотчас в сердце,
а не в голове находит свое место. Система будет
ему только мешать и даже охлаждать дело молитвы.
Этому нельзя противоречить,—и сборник составлен
без системы.
Сопровождаем
его желанием, да даст Господь всем читающим найти
в нем благопотребное для созидания в сердце их духа
молитвенного.
Епископ
Феофан
СОДЕРЖАНИЕ
СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
Наставления о молитве и трезвении
СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА
Наставления о молитве и трезвении
СВЯТОГО ЕФРЕМА СИРИАНИНА
Наставления о молитве и трезвении
СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА
Слово о молитве с пояснениями оного
ПРЕПОДОБНОГО НИЛА ПОДВИЖНИКА СИНАЙСКОГО
Слово о молитве
ПРЕПОДОБНОГО ИСИХИЯ ПРЕСВИТЕРА ИЕРУСАЛИМСКОГО
Слово о трезвении, борьбе с помыслами и молитве
ПРЕПОДОБНОГО ФИЛОФЕЯ ИГУМЕНА СИНАЙСКОГО
Сорок глав о трезвении
СВЯТОГО ИСААКА СИРИАНИНА
О молитве и трезвении
СВЯТЫХ ВЕЛИКИХ СТАРЦЕВ ВАРСОНОФИЯ И ИОАННА
Наставления о молитве и трезвении
СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК
О молитве и трезвении