|
Древний
Патерик.
496 c.; переплет; 12x17;
Мужие злии не уразумеют суда, ищущии же Господа уразумеют
о всем (Притч. 28, 5). Святые богоносные отцы, оставив
мир ради оплакивания своих грехов, обрели, по благодати
Святого Духа, дар духовной рассудительности—духовный
разум. Всей своей жизнью они возвещают нам благую
весть о возможности и пути примирения с Богом, о пребывании
в Его Царстве, научают созиданию нового, внутреннего
человека. Оттого Патерики —издревле любимое на Руси
чтение. Они—как зеркало, глядясь в которое мы видим
свои немощи, но, взирая на пример святых отцов, не
унываем, а, трудясь над очищением души, молитвами
их надеемся улучить спасение.
«Древний
Патерик», изложенный по главам, отличается от алфавитных
(таких как «Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова,
«Достопамятные сказания о подвижничестве святых и
блаженных отцов» и других) построением книги. Каждый
раздел «Древнего Патерика» посвящен какому-либо аскетическому
деланию, которое рассматривается во всей его глубине
и многообразии, исходя из опыта разных святых отцов.
Дыхание благодати старческих советов рассеивает туман,
заполнивший душу человека, и наполняет ее прозрачностью
мира горнего.
Избранные
черты из жизни христианских подвижников, особенно
же их мудрые изречения, ведущие к животу и благочестию
(2 Пет. 1, 3), вкратце и для всякого вразумительно
представляются в так называемых Патериках, или повестях
и изречениях отцов. Здесь не посторонний свидетель
повествует и не разум, по науке богословствующий,
дает наставления, но говорят о себе и поучают от своего
долговременного опыта и просвещения свыше мужи, всю
жизнь проведшие по Богу, своими беспрерывными и неимоверными
трудами, молитвою, пощением и всяким истощанием очистившиеся
и просветившиеся,—мужи, достигшие ангельского жития
и созерцания. Чтение этих глубоких, но и удобопонятных
сказаний и наставлений отеческих тому, кто отверзает
сердце свое Богу и хочет поучаться в законе Его, доставляет
неизреченное удовольствие и пользу.
Внимательный
читатель, сравнивая жизнь древних святых подвижников
с жизнию нашего времени, невольно усматривает и чувствует,
до какой степени в духовной жизни мы отстали от жизни
христиан древнего времени. Это предвидели святые подвижники
и в постепенном упадке веры и добродетели указывали
постепенное приближение Страшного дня Господня. «Святые
отцы скитские пророчествовали и о последнем роде,
говоря: что сделали мы? На это отвечал один из них
великой жизни авва, по имени Сирион: мы сохранили
заповеди Божии. Его спросили: а что сделают люди,
которые будут жить после нас? Авва отвечал: они сделают
половину нашего дела. Его спросили еще: а, которые
будут жить после них,—те что сделают? Они совсем ничего
не сделают. Придут на них искушения, и те, которые
в то время окажутся добрыми, будут больше нас и отцов
наших». Такое предостережение святых отцов, согласное
со словами Спасителя (см.: Мф. 24, 7—13, 21—26, 37—39
и др.), явно обличает обольщения мудрецов нашего века,
мечтающих о нравственном превосходстве руководимого
ими общества. Там, где испраздняется крест Христов
(ср.: 1 Кор. 1, 17), сего и быть не может. Яко без
Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).
Мы предлагаем
читателям Патерик, переведенный с греческого из Синодальной
рукописи № 452 (по каталогу Маттея между типографскими
in quarto № XLIII), на пергамене, XI—XII века, на
182 листах. |
|
|