|
Прп.
Макарий Египетский.
Духовные беседы, Послание
и Слова.
688 c.; переплет; 12x17;
Преподобный Макарий—один из отцов Египетской пустыни
IV века, проведший в ней 60 лет и за святость и мудрость
названный Великим.
Предлагаемая
книга содержит пятьдесят бесед, Послание и семь Слов
преподобного Макария Египетского—драгоценное наследство
опытной мудрости святого.
Главный
предмет наставлений святого Макария—благодать
Божия, спасающая человека. В каждой
почти беседе, в каждом почти слове он говорит о благодати:
то показывает необходимость ее, то указывает на средства
к ее приобретению, то изображает ее действия.
Благодать,
как ее понимает Преподобный согласно со словом Божиим,
есть сила Божественная, даруемая человеку для того,
чтобы он мог познать Бога, исполнять заповеди Его
и получить вечное блаженство. В беседах же своих святой
Макарий рассуждает о том, что именно делает благодать
Божия для спасения человека и что должен делать сам
человек, чтобы эти действия благодати не остались
для него бесплодными.
Итак, Божественная
благодать необходима для возрождения грешника,
так как сам собою он не может исправиться
и обратиться к Богу.
И тогда,
когда человек уже познает путь истинный, благодать
необходима для укрепления его в добре,
потому что без ее содействия невозможно ему идти вперед,
он часто падает и возвращается вспять.
Благодать
необходима и на высоких степенях духовного
совершенства, так как диавол и тогда
не оставляет в покое человека, восставая на него с
особой злобой и коварством.
Рассуждая
об условиях получения Божественной
благодати, преподобный Макарий говорит о том, что
она сама ищет нас, постоянно стучится в двери сердца,
чтобы войти в нашу душу и сделать ее храмом Святого
Духа. С нашей же стороны нужно лишь такое расположение
души, чтобы она не противилась и не отвращалась ищущей
и призывающей ее благодати.
Итак,
первое условие для приобретения благодати есть живая
и сердечная вера, проникнутая
глубоким сознанием, что без содействия Божественной
благодати одними человеческими усилиями спасения достичь
невозможно.
Человек,
сознающий нужду в Божией помощи, не может не просить
ее у Бога. Таким образом, второе условие для получения
Божественной благодати—смиренная и усердная молитва.
И в-третьих,
если и дана будет благодать по вере и молитве, то
она может быть и потеряна, если со старанием и усердием
человек не будет упражняться в добродетели.
Божественная
благодать никогда не стесняет свободы
человека. Спасение—дело Божие, но свободная
воля ко спасению должна исходить от человека.
Вопросы
о благодати и свободе преподобный Макарий рассматривает
не теоретически, он просто рисует картину внутренней
духовной жизни человека, как она совершается на пути
созерцательного уединения, и советует более всего
молиться и трудиться. Несмотря на глубину и таинственность
предмета, беседы и наставления опытного учителя ясны
и вразумительны. Духовное, столь мало известное для
иных из нас, в устах духоносного Макария близко и
сердцу, и уму. То, что могло быть непонятным по возвышенности
духовной, у святого Макария приближается к уразумению
сравнениями и образами, которые всегда просты и тем
более поразительны. В своих наставлениях Преподобный
поведал нам о тайнах высшей духовной жизни, известных
только душам облагодатствованным и испытанных им собственным
опытом.
|
|
|