Благодать, животворная милость Божия, начиная и
завершая наше спасение, приходит верой во Иисуса
Христа,—верой, обусловленной свободной волей человека.
«Возгревать в себе дух благодатный»—великое счастье
и непререкаемая обязанность каждого православного
христианина. Главнейший же способ к тому—пламенная
молитва. Вот почему так важно чтение богодухновенных
творений преподобного Ефрема Сирина, иеродиакона
Едесского: творения этого святого Отца есть сплошная
горячая и непрестающая молитва!
Преподобный
Ефрем (†379, память 28 января/10 февраля) родился
в древнем месопотамском городе Нисивине. Детство
Ефрема было освящено знаменательным видением: на
языке ребенка выросло виноградное деревце, которое
разрослось вдруг так, что укрыло листьями своими
всю землю. Дерево сие было столь плодоносно, что,
чем более птицы склевывали его плоды, тем более
эти плоды умножались. Чудесные видения сопровождали
Ефрема всю жизнь: однажды блистающий Ангел вложил
в уста Преподобного исписанный святыми словами свиток.
Это видение, напоминающее видение пророку Иезекиилю
(см.: Иез. 2, 9—3, 2), дало повод именовать смиренного
Ефрема Пророком Сирским. А бесценные труды на ниве
православной учености и просвещения принесли ему
славу Учителя Вселенской Церкви.
Творения Святого еще при жизни его переводились
на другие языки и даже читались в церквах после
Священного Писания.
Среди
многочисленных и разнообразных по жанру сочинений
Преподобного громадное значение имеют гимны: молитвы,
молитвенные размышления и псалмы, в которых святой
Песнописец выступал проповедником сокрушения сердечного.
Чтение
молитвенных сочинений преподобного Ефрема настолько
существенно-спасительно для православной души, что
выдающийся русский писатель-богослов святитель Феофан,
Затворник Вышенский, счел своим долгом составить
особенную книгу песнопений сирийского Отца.
В письме
к редактору журнала «Душеполезное чтение» протоиерею
В.Нечаеву от 5 сентября 1873 года Владыка писал,
что ему «пришло на мысль выбрать из святого Ефрема
Сирианина Псалтирь. Нашлось 150 статей—больше молитвенных,
несколько нравоучительных и догматических... Какой
это был вопиющий святой Отец! Настоящий христианский
Давид». Следует отметить, что святитель Феофан подошел
к сложной работе составителя творчески: он не только
замечательно тонко собрал и структурировал книгу,
не только дал названия молитвенным «статьям», но
и, будучи блистательным знатоком языка, в некоторых
случаях правил, улучшая несколько архаичный текст
перевода.
* * *
При подготовке книги к изданию редакцией были просмотрены
соответствующие тексты из собрания творений преподобного
Ефрема.
Погрешности
и неточности первого издания Псалтири исправлены
по последующим изданиям, вычитанным самим святителем
Феофаном.
В угловых
скобках текст от редакции.
В качестве
Приложения приводится текст Предисловия Святителя
к первому изданию книги.