|
Прп.Никодим Святогорец.
Невидимая брань.
Перевод Свт. Феофан Затворника
448 c.; твердый переплет; бумага офсетная; 12x17;
Книга раскрывает перед нами этапы внутренней, духовной
жизни, путь к спасению, который, начинаясь со Святого
Крещения здесь, на земле, заканчивается в Царствии
Небесном. При Крещении каждый православный христианин
отрекается от диавола и всех дел его. Но затем, по
собственной немощи и по причине непрестанного нападения
на нас врагов нашего спасения, вновь впадает в различные
прегрешения. Эту брань против "миродержителей
тмы века сего, духовов злобы поднебесных" должно
вести каждому человеку с момента Крещения.
В книге
"Невидимая брань" подробно говорится о многообразных
кознях бесовских, различных их лукавствах и способах
нападения на нас. Книга научит распознавать эти козни
и определять, как и чем надо противоборствовать различным
видам нападений. По словам самого преподобного Никодима
Святогорца, "этою книгою всякий человек, желающий
спасения, научается, как побеждать невидимых врагов
своих, чтоб стяжать сокровища истинных и божественных
добродетелей, и за то получить нетленный венец и залог
вечный, который есть единение с Богом и в нынешнем
веке и в будущем.
Книга "Невидимая
брань" может стать помощником и руководителем
в духовной жизни для всех православных христиан, независимо
от меры их духовного возраста.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ГЛАВА 1. В чем состоит христианское совершенство.
Для стяжания его необходима брань. Четыре вещи, крайне
потребные для успеха в сей брани
2. Никогда ни в чем не должно верить себе самим и
надеяться на самих себя
3. О надежде на единого Бога и уверенности в Нем
4. Как можно узнать, с ненадеянием ли на себя и совершенною
надеждою на Бога действует кто?
5. О погрешительности мнения тех, которые почитают
чрезмерную печаль добродетелию
6. Некоторые ведения, служащие к очертанию предела
и пространства неверия себе и полного упования на
Бога
7. О том, как надлежит нам упражнять ум свой, чтобы
он не недуговал неведением
8. О том, почему неправо судим мы о вещах и как стяжать
правые о них суждения
9. О хранении ума от безполезного многоведения и праздной
пытливости
10. Как обучить волю свoю, чтобы она во всех делах
своих, и внутренних, и внешних, как последней цели
искала одного благоугождения Богу
11. Некоторые напоминания, могущие подвигать волю
нашу на желание всяким делом благоугождать Богу
12. О многих желаниях и стремлениях, сущих в человеке,
и o борьбе их между собою
13. О том, как надлежит воевать против безсловесной
воли чувственной, и о деланиях, какие должна проходить
воля, чтобы стяжать навык в добродетелях
14. Как быть, когда высшая, разумная воля кажется
совсем будто побеждаемою волей низшею и врагами
15. О том, что брань надо вести непрестанно и мужественно
16. Как воину Христову следует утром устрояться на
брань
17. В каком порядке следует нам побороть свои страсти
18. Как поборать внезапно поднимающиеся движения страстей?
19. Как поборать плотские страсти?
20. Как поборать нерадение?
21. Об управлении и добром пользовании внешними чувствами
22. О том, что те же чувственные предметы, о которых
мы говорили, бывают средствами и орудиями к доброму
управлению наших чувств, если от них будем мы переходить
к помышению о воплощении Бога Слова и о таинствах
Его жизни, страданий и смерти
23. Как от чувственных впечатлений переходить к нравственно-назидательным
урокам?
24. Общие уроки об употреблении чувств
25. О том, как управлять языком
26. Как исправлять воображение и память
27. Воину Христову надлежит всевозможно избегать тревог
и смятений сердечных, если желает добре препобеждать
врагов своих28. Что делать, когда бываем уранены на
брани
29. Какого порядка держится диавол в ведении брани
духовной со всеми и как прельщает людей разных состояний
нравственных
30. Как диавол утверждает грешников в рабстве греху
31. Как враг удерживает в своих сетях тех, кои сознали
бедственное свое положение и хотят избавиться от него,
а к делу не приступают. И от чего добрые наши намерения
нередко не приводятся в исполнение
32. О кознях врага против тех, которые вступили на
добрый путь
33. Как враг отклоняет от добрых дел и портит их
34. Как враг самые добродетели обращает во вред делателям
35. Некоторые указания благопотребные в деле препобеждения
страстей и стяжания добродетелей
36. О порядке стяжания добродетелей
37. Какие расположения требуются для успеха в стяжании
добродетелей вообще и как вести дело навыкновения
в одной какой
38. В добродетелях упражняться надобно со всем усердием
и непрестанно
39. Не должно убегать встречающихся случаев к доброделанию
40. Должно любить случаи к добродетелям особенно затруднительные
41. Как в разных случаях можно преуспевать в одной
и той же добродетели
42. Сколько времени надлежит упражняться в каждой
добродетели и какие признаки преуспеяния в ней
43. О том, что не следует слишком сильно желать освобождения
от претерпеваемых скорбей, предаваясь всецело в волю
Божию
44. Предостережение от злых советов диавола в добром
45. Если судим строго ближних, то это от высокого
о себе мнения и от наущения вражеского. Как преодолеть
эту склонность
46. О молитве
47. Что такое умная или внутренняя молитва и каких
видов она бывает
48. Как научиться молиться сим образом?
49. О молитве своей, самим молящимся слагаемой
50. О кратких молитовках, или кратких молитвенных
к Богу воздыханиях
51. О молитве Иисусовой
52. Способствование к успеху в навыкновении молитве
53. Дело молитвы в невидимой брани
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
1. О пресвятом таинстве Евхаристии
2. Как надлежит принимать святое таинство Евхаристии,
или принимать Христа Господа таинственно, - в таинствах
3. Как углублением в таинство Евхаристии возгревать
в себе любовь к Богу
4. О причащении духовном
5. О благодарении Бога
6. О преданности в волю Божию
7. О сердечной теплоте и об охлаждении и сухости сердца
8. О хранении и испытании совести
9. О приготовлении к брани с врагами в час смертный
10. О четырех, бывающих в час смерти, искушениях вражеских.
Первое искушение против веры и о способе преодоления
его
11. Второе искушение в час смерти - отчаянием
12. Третье искушение в час смерти - тщеславием
13. Четвертое искушение в час смерти - призраками
14. О духовном мире сердца
15. О способах к хранению мира внутреннего
16. Мало-помалу установляется мир в сердце
17. Для мира сердца надо убегать почестей и любить
смирение и нищету
18. Необходимо душе пребывать уединенною в себе, чтоб
Бог осенил ее миром Своим
19. О благоразумии в делах любви к ближним для мира
душевного
20. Душе, обнажась от своей воли, надлежит предавать
себя Богу
21. Не ищи утех и наслаждений, а единого Бога
22. Не малодушествуй, когда отходит или пресекается
внутренний мир
23. Многи козни врага на разорение внутреннего мира:
блюдись
24. Не должно смущаться оскудением духовных чувств
и другими внутренними искушениями
25. Искушения всякие во благо нам посылаются
26. Врачевство против смущения какими-либо легкими
погрешностями и слабостями
27. Смущенному тотчас надо возстановить мир душевный
|
|
|