Предлагаемая ныне читателю книга преподобного
Петра Дамаскина составила в свое время третью часть
славянского («Паисиевского») Добротолюбия. Об этой
книге преподобный Паисий Величковский писал архимандриту
Софрониевой Рождественской пустыни Феодосию: «Увидев<книгу
Петра Дамаскина>, я преисполнился такой неизреченной
духовной радости, что и сказать не могу; ибо я подумал,
что сподобился узреть на земле небесное сокровище».
В своих творениях преподобный Петр Дамаскин синтезировал
духоносные откровения святых отцов и подвижнический
опыт старцев. «В нем виден писатель... по собственному
опыту ясно дознавший истины внутренней жизни, уразумевший
множество тонких сетей, окружающих внутреннюю и внешнюю
деятельность христианина-подвижника... и потому неложно
указывающий путь другим, желающим подвизаться»,—пишет
о Преподобном первый переводчик его сочинений на русский
язык архимандрит Ювеналий (Половцев).
Неудивительно, что книгу Петра Дамаскина называют
«сокровищницей видений, собранием духовных дарований...
вместилищем Божественного познания и премудрости...
кратким изложением священного трезвения», собственно
говоря, «Малым Добротолюбием».
При подготовке
текста творений Петра Дамаскина были использованы
как греческий оригинал, так и славянский перевод преподобного
Паисия Величковского
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие подлинника
КНИГА
1
Начало с Богом содержания книги преподобного и богоносного
отца нашего священномученика Петра Дамаскина
Необходимое и весьма полезное указание семи телесных
деланий
О том, что желающий соблюдать заповеди должен начинать
со страха Божия, чтобы не поскользнуться в пропасть
О второй заповеди и о том, что страх рождает плач
О четырех добродетелях души
О деятельном знании
О том, что телесные добродетели суть орудия душевных
О том, что невозможно спастись иначе, как только
строгим вниманием и хранением ума
О том, что желающие видеть самих себя, в каком они
устроении нравственном, не иначе могут этого достигнуть,
как удалением от своих хотений, повиновением и безмолвием,
особенно же обладаемые страстями
О восьми мысленных видениях
Необходимое изъяснение о первом познании и о том,
как должно начинать оное
О втором видении
О третьем видении
О четвертом видении
О пятом познании
О шестом познании
О седьмом познании
О восьмом познании
О том, что в Божественных Писаниях нет разногласия
Разделение молитвы всех познаний
О смиренномудрии
О бесстрастии
Наилучшее распознание семи телесных деланий
О рассуждении
О чтении по Богу
Об истинном рассуждении
О том, что не должно отчаиваться, хотя бы и много
кто согрешил
Краткое учение о приобретении добродетелей и удалении
от страстей
О том, как может кто-либо приобрести истинную веру
О том, что страстным наиболее полезно безмолвие
О том, что истинное покаяние есть великое благо
Об общих и особенных благодеяниях Божиих
О том, что Бог сотворил все к пользе нашей
О том, что слово Божие не есть многословие
О том, что без смиренномудрия невозможно спастись
О назидании души добродетелями
О том, что любовь и совет со смирением есть великое
благо
О том, что частое напоминание Божественного Писания
не есть многословие
Изъяснение о лжеименном знании
Исчисление добродетелей
Исчисление страстей
О различии помыслов и прилогов
КНИГА 2
Слово 1. О духовной мудрости
Слово 2. О вере
Слово 3. О страхе (Господнем), вводном и совершенном
Слово 4. О благочестии
Слово 5. О терпении
Слово 6. О надежде (будущего)
Слово 7. О беспристрастии
Слово 8. Об умерщвлении страстей
Слово 9. О честных страданиях Христовых
Слово 10. О смирении
Слово 11. О рассуждении
Слово 12. О видении чувственных творений
Слово 13. О ведении мысленного
Слово 14. Об истинном бесстрастии
Слово 15. О любви
Слово 16. О ведении Бога
Слово 17. О мудрости
Слово 18. О целомудрии
Слово 19. О мужестве
Слово 20. О правде
Слово 21. О совершенном мире помыслов
Слово 22. О духовной радости
Слово 23. О Божественных Писаниях, что в них нет
разногласия
Слово 24. О том, как человек приходит в чувство
и познает полезное
Предисловие к изданию в русском переводе