Для
современного читателя православной духовной литературы
святитель Феофан уже стал одним из любимых авторов.
Его книги «Мысли на каждый день года», «Путь ко
спасению», «Что есть духовная жизнь?» и некоторые
другие переиздавались многократно. Но мало кто
задумывался о том, что все эти книги не представляют
завершающего периода творчества Святителя. Поэтому
не многие знают преосвященного Феофана Затворника—созерцателя
таин Божиих, каким он проявился в своем последнем
труде «Толкования Посланий святого апостола Павла»,
громадном и по объему, и по масштабу раскрытия
темы домостроительства спасения.
Над
этими Толкованиями Святитель трудился последние
20 лет своей жизни. Кроме собственно Толкований,
он включил в них краткие и законченные созерцания
и размышления, касающиеся самых разных тем: сотворение
мира; о совести и страхе Божием; о духовном и
душевном; о духодвижной молитве и многом другом.
В своих писаниях он как бы снимает патину веков—завесу
из обыденной жизни и множество частностей, заслоняющих
обзор. И истина откровения — свершившееся событие
Божиего воплощения нашего ради спасения—предстает
во всей ее первозданной мощности и красоте.
Толкования
Посланий составили 9 томов и, к сожалению, за
120 лет были переизданы всего два раза. Издательство
«Правило веры» выпустило в свет этот труд в составе
Собрания творений Святителя в 2004–2006 гг. Однако
решиться начать знакомиться с таким объемным и
сложным по структуре текстом достаточно сложно.
Посему издательство начинает публикацию отдельных
выпусков, включающих мысли Святителя, выбранные
последовательно из Толкований и составляющие краткое
и законченное обозрение «факта духовной реальности».
***
Представляемая
нами серия начинается книгой «Созерцание разумом
образа спасения». Мы предполагаем открыть читателю
святителя Феофана—созерцателя воплощенного домостроительства
Божия.
«Устроенный
для нас образ спасения пленителен для созерцания
разума,—пишет Святитель в Толковании Послания
к Римлянам.—Апостол входит с домостроительством
спасения в течение истории человечества и определяет,
что здесь есть Господь воплотившийся, умерший
и воскресший и что производят в среде людей вера
в Него и благодать от Него... Делает сие для того,
чтоб введением в умы верующих такого всеобъемлющего
созерцания осенить, оживить и оградить от всяких
колебаний...»
По
замыслу издательства каждая выписка подобрана
так, что она законченно изображает тему и начинается
с отдельной страницы, чтобы какое-то время мысль
читателя задержалась на данном повествовании Святителя.
Кроме того, подготовлено подробное Содержание,
в котором конкретно указывается тема выписки,
что поможет читателю сориентироваться в тексте.
Книга снабжена Кратким пояснительным словарем.
СОДЕРЖАНИЕ
Что обещает благая весть о Христе . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
Ведает Господь Своих, возлюбляет и призывает.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . .
От нас к Богу все восходит чрез Иисуса . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
Благовестие не слово только, но и сила во спасение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
Правда Божия: праведный от веры жив будет . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
О содержащих истину в неправде . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .
Бог преднаписал Себя в книге природы . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .
О сотворении мира . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . .
Религия сердца. Ниспадение в богозабвение . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .
Богозабвение приводит к замене Бога идолом . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . .
После ниспадения духа человека от Бога его увлекает
чувственность, руководимая самостью. . . .
Ожестение сердца собирает гнев на день гнева .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . .
Праведность суда и мера воздаяния . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .
О естественном законе язычников . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
Свобода суемудрия в существе есть рабство . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .
Внутреннее построение дел составляет душу дел
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
Хвалящийся Богом должен быть и сам Божиим . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . .
Истинное обрезание сердца от грехов . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .
Иудеям были вверены словеса Божии о имеющем прийти
в мир Спасителе . . . . . . . . . . . . .
В Царство Христово вводит человека вера . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .
Богозабвение приводит к самоугодию . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
Закон показывает грех, но не оправдывает . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .
Дивный образ спасения в Иисусе Христе . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .
Искупление—единственный способ оправдания . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . .
Очищение в Крови Его посредством веры . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . .
Явление правды до пришествия Христова и по пришествии
Христовом . . . . . . . . . . . . . . . . .
Внешнее закона разорено, а внутреннее закона открыто
пришествием Господа . . . . . . . . . . . . .
Верою Авраам обрел у Бога благоволение . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .
Что есть делание и вера . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . .
За что Господь не вменяет греха . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
Новозаветное устроение: благословение через Иисуса
Христа разольется на уверовавших. . . . .
Понятия о благодати и вере неразлучны . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
Существенные черты веры Авраама. Какова должна
быть и наша вера . . . . . . . . . . . . . . .
. . .
О уверенности в Боге . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . .
Вера—подвиг, и вменяется в правду . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
Вера водворяет жизнь истинную . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
Умираем греху, восстаем к жизни . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
Духовные сокровища веры во Христа Господа . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
Скорбь учит терпению, терпение же укореняет упование,
которое есть несомненная надежда. . . . .
Упование стоит на уверенности в Боге и доброй
совести . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
Христос за нас умер, а любовь чрез это являет
к нам Бог . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
Что значит хвалиться о Боге . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .
Созерцание того, что есть домостроительство Христово
в течение истории человечества. . . . .
Каким образом и откуда смерть взошла в мир и возобладала
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . .
Пагубность греха ограничивается мерою греха; благодати
и дару нет меры . . . . . . . . . . . . . . .
От Адама люди принимают лишения, а от Христа—избытки
дарований . . . . . . . . . . . . . . . .
Спасительные силы благодати уже начали свое восстановительное
действие . . . . . . . . . . . . . .
Сущность устроения нашего спасения . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
Вера в Господа налагает на верующих обязательство—быть
святыми . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В крещении очищаемся, умираем греху, но можем
сохранить себя в чистоте только свободной своей
решимостью . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . .
В крещении мы воскресаем для новой жизни . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . .
Мы срощены со Христом . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
Ветхий человек распят, предлежит упразднить тело
греховное . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . .
Умерший греху в крещении побеждает нападение страстей
силою воскресшего Господа . . . . . . .
Благодать влила в нас новую жизнь . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .
Дух наш оживает благодатию Божией и берет во власть
и душу, и тело . . . . . . . . . . . . . . . .
. . .
Грех притупляет чувство к добру. Благодать дает
вкусить сладость добра . . . . . . . . . . . .
. . . . .
Благодать готова всегда со своею помощью, но всегда
действует в связи и согласии со склонениями воли
человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
Жить в правде есть существенное ваше дело и ваше
благо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . .
В человеке всем правит его собственное самодеятельное
лицо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . .
Извнутрь возлюбление правды, совне дела правды
совсем изгоняют грех . . . . . . . . . . . . .
. . .
Как только входит грех и начинает тиранствовать
в человеке, начинает действовать в нем и смерть
. . . .
Не должно останавливаться на одной правде, а чрез
нее простираться к Богу, как последней цели .
. . .
Плата за грех—смерть, делателям же правды—дарование,
живот вечный . . . . . . . . . . . . . . . .
Освободились от закона и сочетались со Христом,
чтобы приносить плод Богу . . . . . . . . . .
. . . . . . .
О сластях и страсти греховной . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
По совершении благодатного домостроительства спасения
ходим во обновлении духа . . . . . . . .
Закон не учит греху, но его запрещением усиливает
похотение грешного . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . .
Жизнь души—в сознании правости своего действования
пред Богом, пред людьми и пред собою. Существо
заповеди—источать из себя живот тем, кои живут
по ней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . .
Грех, взяв исходною точкой заповедь, прельстил
меня и, ввергши в дела, противные заповеди, умертвил
меня . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
Закон был дан, чтобы открылся скрытый грех . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .
Что это за живущий в нас грех, и как он действует.
Человек есть тело—душа—дух . . . . . . . . . .
. . .
Понять не могу, как это я делаю все, что делаю,
потому уже не я делаю, но живущий во мне грех
. . . . .
Человек: дух—душа—тело. Дух падшего—самость: я
сам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .
Внутренний человек соуслаждается законом Божиим,
а в членах моих закон, противовоюющий закону ума
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Бедный я человек, кто избавит меня от тела смерти?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
Грех вяжет мою свободу, но дух и в падшем цел
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .
За твердое решение жить свято приступающий к Господу
приемлет благодать . . . . . . . . . . . . . .
Закон греховный и закон духа жизни о Христе Иисусе
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . .
Семя блаженного бессмертия полагается вместе с
зарождением духовной жизни . . . . . . . . . .
. .
Сын Божий явил плоть безгрешную и тем осудил и
истребил грех, и мы, прилепляясь к Нему, попираем
грех . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
Грехооправдательная и грехопобедная сила от Христа
Господа переходит во всякого верующего . .
Опять само собою печатлеется в мысли: жизнь праведная
есть существенная норма жизни человека, достойного
сего имени . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . .
Сущие по плоти и сущие по духу . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Мудрование плотское и мудрование духовное . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
Мудрование плотское—вражда на Бога . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .
Дух Божий живет в вас . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Дух наш, жизнию правды ради, восстановляется в
своем чине . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
Благодать Духа Святого—семя воскресения нашего
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . .
Мы не должники плоти, чтобы жить по плоти . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .
Жизнь по плоти и умерщвление плотского духом .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
Настоящие сыны Божии суть те, которые водимы бывают
Духом Божиим . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . .
О приятии Духа сыноположения . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Отец делает нас сонаследниками Сына, ради живущего
в нас Духа . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . .
Участие и причастность всего творения к восстановлению
падшего человека . . . . . . . . . . . . . .
Когда совершится восстановление человека, избавится
и остальной сотворенный мир от работы суете и
тлению . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . .
Будущее светлое состояние твари уже зачато и зреет
в глубине твари . . . . . . . . . . . . . . .
. . . .
Начатки Духа . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Духовная молитва. Дух Божий, в нас сущий, за нас
молится . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . .
Молитва духодвижная согласна с намерениями Божиими,
когда Дух за нас молится и сия молитва отражается
в сердце человека . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
Предвечное определение . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .
Предопределение есть непостижимое действие предвечного
Бога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.
Предуставлен был первоначально образ спасения
всех в Господе Иисусе . . . . . . . . . . . .
. . . . . .
Цена воплощенного домостроительства . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .
Христос ходатайствует как Искупитель и Спаситель,
а не как Бог Сын . . . . . . . . . . . . . . .
.
Главная неотпадающая любовь . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
Наша верность любви Божией уже предызображена
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
Кто вкусит однажды истинную любовь к Богу, тот
не променяет ее ни на что . . . . . . . . . .
. . .
Неверие иудеев пред лицом христианства . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .
Свидетельство искренности в желании привлечь к
Богу иудеев . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
Отвержение части иудеев не противоречит обетованиям
Божиим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.
Божие избрание не за дело, а от Призывающего .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
Господь как милует, так и наказует или по делам
уже сделанным, или по предвиденной жизни впереди
.
Господь, сошедши во ад, проповедал духам прежде
живших и отшедших . . . . . . . . . . . . . .
. . .
Аще будет число сынов Израилевых, яко песок морский,
останок спасется . . . . . . . . . . . . . . .
Язычники уверовали во Христа и вошли в наследие,
а иудеи, преткнувшись о сей камень неверием, лишены
наследия . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .
Закон правды начертан в естестве человека . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .
Се полагаю в Сионе камень претыкания и камень
соблазна . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .
О ревности не по разуму . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . .
Переход закона отвне в сердце есть особое действие
приемлющего закон . . . . . . . . . . . . . .
.
О приятии Господа верою и о написании в сердце
новых законов . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
От избытка сердца говорят уста . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
Верою прилепляющийся ко Христу Господу носит в
себе исполнение всех заповедей . . . . . . .
О вере и исповедании . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . .
Кто верует в Него, не постыдится . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
В чем состоит призывание имени Господня . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .
Пророчество о благовестниках . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
Вера от слуха, слух же глаголом Божиим . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .
Неизвинительное упорство Израиля в неверии . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
Утешение народа Божия . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .
Есть в народе Свои Богу . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .
Избрание ко спасению по благодати . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .
Не воздали должное благодати Божией . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .
В преткновении иудеев спасение язычников . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . .
Если преткновение иудеев послужило во спасение
миру,—что будет, когда они обратятся к вере и
приняты будут Богом в прежнюю
милость? . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Иудеи будут приняты, после чего откроется и славное
Царство Божие по воскресении мертвых . .
Род спасаемых один от начала мира . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .
Сравнение язычников с дикой маслиной, привитой
верою к доброй маслине—иудеям, у которой корень—святые
Отцы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . .
Будет продолжаться ослепление Израиля, пока не
внидут в ограду веры все предузнанные Богом язычники
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
Будет время, когда отпадет ослепление, и Израиль
спасется, став истинно благочестивым . . .
Иудеи противятся Евангелию вас ради, язычники,—чтобы
вы вошли в ограду веры и спаслись . . . . . .
. .
Бог не отменяет Своих решений . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
Всё по милости Божией . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .
Невозможно постичь пути Божии . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
Самоумерщвление приносит жизнь истинную . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . .
Дух века сего и Дух Христов . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
Изображение духа христианской жизни, как он должен
выражаться в действительной жизни . .
Признаки горения духа . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . .
Внутренняя основа для некоторых действий христиан
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
О мести и неотмщении, о сохранении внутреннего
мира и отмщении Богом . . . . . . . . . . . .
. . .
Подчинение власти не подрывает благочестия . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
Как действовать должно в отношении к другим .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . .
Размышление и памятование о пришествии Христовом,
как первом, так и втором . . . . . . . . . .
Являйте себя облеченными во Христа . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
Царство Божие, правда и мир и радость о Дусе Святе
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
Слияние иудеев и язычников в единое тело Церкви
во Христе Иисусе . . . . . . . . . . . . . . .
. . .
Вот для чего открыта сокровенная тайна! Все народы
предопределены быть участниками в деле спасения,
совершенного Господом . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. .
Господь Спаситель делал все для устроения нашего
спасения . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . .
Утешение Писаний влияет на твердость упования
нашего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . .
Христос прият вас во славу Божию . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
Соотношение духовных чувств и расположений . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . .
Определение благовестия священнодействием . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . .
Краткий пояснительный словарь . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .