Толкование
Посланий к Римлянам в 2-х томах
1-ый том 744 с.; 2-ой том
544 с.; переплет; 12x17;
Толкование Послания апостола Павла к Римлянам является
самым глубоким и значительным из Толкований святителя
Феофана Затворника.
Заветная
мысль Святителя: «апостол Павел не теорию пишет,
а изображает домостроительство спасения, делом совершённое
и делом свою силу являющее».
Святитель
Феофан ясно излагает, что такое «Дух усыновления,
Которым вопием: Авва Отче!» Наше «сыновство» есть
«существенное содержание всего строя жизни о Христе
Иисусе», «приявший его именует Бога Отцом, будучи
движим к тому Духом».
Святитель
учит, что до воплощения Господа нашего Иисуса Христа
и мир языческий, и мир иудейский сознавали свое
несовершенство и томились о спасении, однако не
могли его обрести. Но искупительная жертва Спасителя
вернула миру благодать Духа Святого, и эта благодать,
при условии глубокой веры, придает силы человеку
и споспешествует ему в стремлении жить по законам
правды Божией.
Вот почему
«главный предмет» Послания, по мысли Святителя,
в том, что в благовествовании Христовом открывается
правда Божия, укореняющаяся в человеке, и праведный
верою жив будет. Святитель за-ключает: «вера в Господа
налагает на верующих обя-зательство быть святыми,
и эта вера благотворна». Кто отлучит нас от любви
Божией? Все преодолеем силою Возлюбившего нас!
Во всех
своих Толкованиях Святитель обильно цитирует выдающихся
«древних толковников»: святителей Иоанна Златоуста,
Фотия и Геннадия Константинопольских, блаженных
Августина Иппонийского, Феодорита Кирского и Феофилакта
Болгарского и многих других. Таким образом, Толкования
святителя Феофана—это еще и кладезь христианской
мудрости, своеобразная энциклопедия святоотеческой
мысли.
Во втором
томе публикуется продолжение вероучительной части
и нравоучительная часть, в которой Святитель изъясняет,
как, согласно апостолу Павлу, человек должен проходить
путь Божий: боголюбивому и богобоязненному христианину
приличествует жить в полном доверии промыслу Божию,
в искренней любви к окружающим, в сердечном мире
и согласии с государством, с обществом—со всеми,
ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает
для себя, живем ли или умираем,—всегда Господни.
Рано или поздно все мы явимся грозному Судии, вот
и должны мы, сильные в вере, сносить немощи бессильных
и не себе угождать.
В обоих
томах к словам, затруднительным для понимания, редакцией
даны примечания. В угловых скобках текст от редакции.
Впервые публикуется полностью раскрытое, расширенное
и выверенное «Содержание» Толкования.
|