Корень христианской
жизни
в воплощенном домостроительстве.
Без сего домостроительства
христианство, жизнь христианская
и спасение не мыслимы.
Оно предначертано от века,
а в действие вошло в свое ему время,
в Лице Единого от Пресвятой Троицы,
вочеловечившегося Христа Господа.
От Него пошли
христианская жизнь и спасение,
и Им устроено и подается
все потребное для сего.
Все сие и есть
воплощенное домостроительство.
Епископ Феофан |
 |
Выдающийся
русский церковный писатель, святитель Феофан Затворник,
главную цель своего богословствования видел в том,
чтобы изъяснить православному читателю, что «корень
христианской жизни в воплощенном домостроительстве».
«Без
сего домостроительства,—писал он в одном из переизданий
“Писем о христианской жизни”,—жизнь христианская
и спасение не мыслимы. Оно предначертано от века,
а в действие вошло в свое ему время, в Лице Единого
от Пресвятой Троицы, вочеловечившегося Христа Господа.
От Него пошли христианская жизнь и спасение, и Им
устроено и подается все потребное для сего. Все
сие и есть воплощенное домостроительство».
Данный
том творений Святителя как раз и составил третий
выпуск его знаменитых «Писем о христианской жизни»,
посвященный теме домостроительства, причем во взаимосвязи
с христианской психологией.
В письме
к своему старинному другу и издателю Николаю Васильевичу
Елагину от 1 ноября 1889 года Феофан Затворник так
характеризует свой давний труд:
«Вы хорошие берете
хлопоты—найти или составить и издать психологию
христианскую. Вот, по-моему, какова должна быть
программа этой психологии.
Изобразить
состав естества человеческого: дух, душа и тело,—и
представить систематический перечень всех способностей
и отправлений каждой части,—и затем описать состояние
и частей естества и способностей: 1)в естественном
состоянии; 2)в состоянии под грехом и: 3)в состоянии
под благодатию.
Маленький
опыт такой психологии представлен мною в “Письмах
о христианской жизни”—выпуск третий, письма XXI—XXV,
и в Прибавлениях <к ним: Прибавление Б)>...
Коли
хотите, можете издать мой очерк—как есть, особо».
Спустя 120 лет издательство
«Правило веры» исполняет благословение Святителя
и публикует это произведение, отмеченное глубиной
мысли, богатством языка и непревзойденной тонкостью
анализа взлетов и падений души человеческой.
К словам, затруднительным
для понимания, редакцией даны примечания.
Впервые
публикуется полностью раскрытое и выверенное «Содержание».
СОДЕРЖАНИЕ
ПИСЬМА
I.Христианин должен сознавать себя христианином
II.Должен быть распорядителем своих деяний
III.Образ совершения христианином дел своих
1) Сознание воли Божией в деле предпринимаемом
IV.Образ совершения христианином дел своих
2) О склонении воли к делу обязательному,—втором
приеме при совершении христианином дел своих
V.Образ совершения христианином дел своих
3) Молитва в составе дел христианских
4) Невидение добрых дел
VI.Об обязанностях
VII.О советах и действиях безразличных
VIII.О цели действий христианина
IX.Об обстоятельствах
X.О добродетели как главном настроении духа
XI.О добродетели как расположении
XII.О добродетели как добром деле
XIII.О возрастах христианской добродетельной жизни
XIV.О цене добродетели и участи ее
XV.О природе греха
а) Грех как дело
XVI.О видах грехов
XVII.О видах грехов
XVIII.О видах грехов
XIX.О грехе как расположении
б) Теперь о грехе как расположении
XX.О грехе как главном настроении духа
в) Наконец, слово-другое о грехе в последнем отношении,
то есть грехе как состоянии, или греховном настроении
XXI.Общие черты грешника и христианина истинного,
по указанию слова Божия
XXII.Соотношение составных частей существа человеческого
у христианина и человека-грешника
XXIII.Состояние способностей у того и другого
XXIV.Состояние отличительных свойств природы человеческой
у того и другого
XXV.Состояние каждой отдельно способности
ПРИБАВЛЕНИЯ
А) О начале христианской жизни
1. Начало нравственной жизни вообще
2. Начало нравственно-христианской жизни
а) Общение с Господом Иисусом Христом
аа) Покаяние
бб) Вера
вв) Благодать (содействующая)
3. Главное начало нравственно-христианской жизни
и ее характер
Б) Подробное указание действий христиански
благодатной жизни и жизни греховной на все способности
человека
1. О способностях познавательных
а) О высшей способности познания, или разуме
б) О рассудке
в) О низших способностях познавательных
г) О наблюдении
д) О памяти и воображении
е) О воспоминании, или воспроизводительном воображении
ж) О фантазии
з) О сне
2. О деятельных силах человека, или о состоянии
сил деятельных
а) О совести
б) О воле
в) О низших пожеланиях
3. О силах чувствующих, или сердце
а) О сердце как точке соприкосновения или седалище
симпатии
б) О сердце как центре сил существа человеческого
аа) Сердце как приятелище и вместилище духовных
чувств
бб) Сердце как вместилище душевных чувств
вв) О низших, чувственно-животных чувствах
4. Отношение к телу
|