|
Страж Дома
Господня.
Патриарх Московский и Всея
Руси Сергий (Страгородский).
1008 c.; переплет; 17x24.
Предлагаемое издание—первая за последние полвека
книга, целиком посвященная Патриарху Московскому
и всея Руси Сергию (Страгородскому) и его эпохе.
Она содержит около 200 документов, воспоминаний
и других материалов, повествующих как о самом Предстоятеле,
так и о жизни Русской Православной Церкви в один
из наиболее драматических периодов ее современной
истории.
По Промыслу
Божию возглавив церковное управление после кончины
Патриарха Тихона, он в себе исполнил слова своего
святого предшественника: «Умереть нынче немудрено.
Нынче труднее научиться как жить» и «Пусть погибнет
имя мое в истории, лишь бы Церкви была бы польза».
Смиренное
приятие Промысла Божия, дар рассуждения и чистая
пред Богом совесть поддерживали его силы, и упование
не посрамило: через восемнадцать лет крестной ноши
управления Церковью, увидев восстанавливающиеся
храмы, открывающиеся монастыри и семинарии, он мирно
почил в Господе в пасхальные дни 1944 г.
В день
его погребения протоиереей Александр Смирнов сказал:
«В настоящий момент вся международная обстановка
представляет сильно волнующееся море-океан... Но
мы верим, что Единый Владычествующий небесными и
земными, Кому дана всякая власть на небе и на земле,
Кто кратким возглашением “умолкни, перестань” (Мк.
4, 39) утишил ветер и бурю на Галилейском озере,
Тот в определенный Его благим и премудрым Промыслом
момент утишит и мировую бурю. Наступит благословенная
тишина мирной жизни, и тогда образ Святейшего Патриарха
Сергия, ведшего корабль церковный в эту жестокую
бурю на море житейском в направлении к Царству Божию,
будет с благодарностью вспоминаться нашими потомками
как светлый образ мудрого кормчего Церкви Российской,
а история отведет ему почетное место наряду с другими
великими патриотами земли Русской».
ПРЕДИСЛОВИЕ СВЯТЕЙШЕГО
ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ ВТОРОГО
К КНИГЕ «СТРАЖ ДОМА ГОСПОДНЯ»
ПРЕДСТОЯТЕЛЬ ЦЕРКВИ МУЧЕНИКОВ
Святейший Патриарх Сергий, долгие годы возглавлявший
церковное управление в должности Заместителя Патриаршего
Местоблюстителя и собственно Местоблюстителя, взошел
на Патриарший Престол в 1943 г., менее чем за год
до своей кончины. Выдающийся богослов и церковно-общественный
деятель, отличавшийся глубокой, но отнюдь не «кабинетной»
ученостью, он столкнулся с попыткой тоталитарных властителей
полностью уничтожить канонический церковный организм.
Перед лицом этой опасности—а она для православного
христианина угрожает не просто кризисом церковной
администрации, но прежде всего утратой возможности
прибегать к богослужению и Таинствам, без которых
немыслимо спасение,—Патриарх Сергий употребил все
усилия, чтобы, не поступившись верой и канонами, как
это сделали обновленцы, сохранить для верующих возможность
припадать к духовной сокровищнице Церкви.
Широко
известно Послание митрополита Сергия пастырям и пастве
от 29 июля 1927 г., так называемая Декларация, в которой
Церковь сказала о том, что, храня верность Православию,
она разделяет радости, успехи и неудачи со своей гражданской
родиной, тогда—Советским Союзом (а не «с большевиками»,
как говорят недруги Церкви). Архивы донесли до нас
предварительный, не одобренный властями текст этого
Послания, в котором митрополит Сергий еще яснее выразил
эту мысль: «Отнюдь не обещая примирить непримиримое
и подкрасить нашу веру под коммунизм, мы религиозно
остаемся такими, какие есть,—староцерковниками, или,
как нас величают, тихоновцами. Прогресс церковный
мы видим не в приспособляемости Церкви к “современным
требованиям”, не в урезке ее идеала и не в изменении
ее учения и канонов, а в том, чтобы при современных
условиях церковной жизни и в современной обстановке
суметь зажечь и поддержать в сердцах нашей паствы
весь прежний огонь ревности о Боге и научить пасомых
в самом зените материального прогресса находить подлинный
смысл своей жизни все-таки за гробом, а не здесь.
При всем том мы убеждены, что православный христианин,
свято соблюдая свою веру и живя по ее заповедям, именно
потому и будет всюду желательным и образцовым гражданином
какого угодно государства, в том числе и Советского».
Поистине поражает, что в годину самых лютых репрессий,
когда многие некогда бескомпромиссные политики целиком
отказались от своих убеждений, возглавитель Русской
Церкви столь ясно свидетельствовал о вере перед лицом
всемогущего тоталитарного государства.
В годы
первосвятительского служения Патриархов Тихона и Сергия
Церковь услышала апостольский призыв: «Возлюбленные!
огненного искушения, для испытания вам посылаемого,
не чуждайтесь, как приключения для вас странного.
Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь,
да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете»
(1 Пет. 4, 12—13). Сонмом мучеников Церковь Русская
засвидетельствовала свою веру и уготовила свое будущее
возрождение. Среди исповедников Христовых мы можем
в полной мере назвать святителя Тихона и Святейшего
Патриарха Сергия, проведших немалое время в заключении
и тяжко пострадавших от гонителей Церкви.
Надобно
особо отметить труды первых послереволюционных Патриархов
по сохранению и воссозданию единства Церкви. Поддержанный
безбожниками обновленческий раскол, а также различные
неканонические группировки, не смирившиеся с новым
государственным устройством, стали не меньшей опасностью,
чем гонения. Твердость в отстаивании канонического
церковного устройства привела к тому, что большинство
верующего народа не покинуло Церкви-Матери, а основная
часть раскольников вернулась в нее.
Со времени
апостолов в Церкви Христовой епископы, как апостольские
преемники, подают народу Божию благодатные дары Святых
Таинств. «Без епископа нет Церкви,—говорит священномученик
Игнатий Богоносец,—где епископ, там должен быть и
народ, так же как, где Иисус Христос, там и соборная
Церковь» (см.: К смирнянам, гл. 8).
В последнее
время прошлое нашей Церкви нередко выставляется в
искаженном свете, ее епископы становятся объектом
злонамеренной клеветы. И делается это сознательно—«поражу
пастыря, и рассеются овцы» (Мф. 26, 31).
Хотелось
бы напомнить, что наши предшественники, Предстоятели
Церкви мучеников и исповедников, сталкивались с этими
тенденциями с момента возрождения Патриаршества в
1918 г.
Святой
исповедник Патриарх Всероссийский Тихон и священномученик
митрополит Крутицкий Петр подвергались критике за
мнимые уступки существующему строю со стороны людей,
которые, находясь в безопасности за рубежом, считали
возможным судить гонимых собратьев и ставить свои
амбиции выше интересов Русской Церкви. Они же пытались
дискредитировать Патриарха Сергия, чей диалог с власть
предержащими позволил избежать смерти многим тысячам
христиан, а может быть—и уничтожения самой Русской
Православной Церкви. Это поношение не прекращается
и поныне, хотя зарубежные критики, упрекавшие нашу
Церковь в зависимости от тоталитарного государства,
потеряли сейчас свой главный аргумент. Прискорбно
видеть, что и среди живущих в России находятся люди,
стремящиеся подражать этому «радению о Православии».
Великая
Отечественная война, во время которой власти были
бессильны скрыть от народа силу патриотического служения
Церкви, принесла ослабление гонений. Никогда Русская
Православная Церковь, даже в тяжелейшую годину испытаний,
не прекращала своего патриотического служения. 22
июня 1941 г., совершив богослужение в Богоявленском
кафедральном соборе, митрополит Сергий собственноручно
написал послание, обращенное ко всем чадам Русской
Православной Церкви и народу земли нашей с призывом
стать на защиту Отечества.
Да, Бог
поругаем не бывает, и мы видели, как в тяжелейший
период истории Отечества нашего исполнились слова
Спасителя: «...создам Церковь Мою, и врата ада не
одолеют ее» (Мф. 16, 18). Только в войну, в 1943 г.,
после встречи трех митрополитов со Сталиным было дозволено
Церкви открыть духовные учебные заведения, продолжить
выпуск «Журнала Московской Патриархии», а главное—восстановить
Патриаршее управление.
Были вновь
открыты многие монастыри и храмы. Однако место Церкви
было не только в оградах храмов. Будучи отделена от
государства, она ни в коей мере не могла быть отделена
от общества, от народа. Это немыслимо прежде всего
потому, что миллионы православных людей, трудящихся
в самых разных областях народной жизни, призваны утверждать
своими поступками христианские нравственные нормы.
Именно в деятельном возвращении к этим нормам мне
видится основа истинного и прочного возрождения России
в наши дни.
Недолго
судил Господь осуществлять Святейшему Патриарху Сергию
его Патриаршее служение. Менее чем через год Господь
призвал его в Свои вечные Небесные обители...
Сегодня
разные силы пытаются доказывать, что деятельность
Святейшего Патриарха носила характер соглашательства
с государственной властью. Нет, он пытался доказать
властям, что Церковь хочет продолжать свою миссию
и переживает радости своей Родины, как свои радости,
и печали и горе, как свою печаль и свое горе. Одной
из главных заслуг Святейшего Патриарха Сергия, видного
богослова, иерарха Церкви нашей, является то, что
он сохранил в тяжелейшие годы Церковь, провел ее через
бури, треволнения и испытания к моменту восстановления
Патриаршества.
 |
Патриарх Московский
и всея Руси
АЛЕКСИЙ ВТОРОЙ
|
|
|