МАТЕРИАЛЫ
К БИОГРАФИИ Н.Д. ТАЛЬБЕРГА
В.ЛУКЬЯНОВ
КРАТКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Николай Димитриевич Тальберг родился 10(22) июля
1886 г. в дачной местности Коростышеве вблизи Киева.
Род Тальбергов ведет свое начало из Швеции. В середине
царствования Императрицы Екатерины II Карл Генрих
Тальберг прибыл из шведской тогда Финляндии в Ригу.
Сын его Карл Готтхильф участвовал в Отечественной
войне. Дед Н.Д.Тальберга Герман Карлович в царствование
Императора Николая I переехал в Юго-Западный край
и был одно время в Киевском университете Святого
Владимира инспектором студентов. Он был лютеранином,
вторая же супруга его, Елизавета Алексеевна Лазова
[Лазо], православной, каковыми были и их дети от
этого брака. Димитрий Германович Тальберг, доктор
уголовного права, был ординарным профессором Киевского
университета. Два года спустя [после] его смерти
скончалась его супруга, Викторина [Виктория] Егоровна
Лазо, потомственная дворянка Бессарабской губернии.
Опекуном троих сирот стал брат отца Владимир, который,
как и жена его Наталия Васильевна, сердечной лаской
и исключительной заботливостью заменили им родителей.
Н.Д.Тальберг, прожив некоторое время в Подольской
губернии у сестры покойной матери, определен был
в 1896 г. в Киевское Екатерининское реальное училище.
В 1898 г. он поступил в средний приготовительный
(второй) класс Императорского Училища правоведения
(закрытого учебного заведения, основанного Принцем
Петром Георгиевичем Ольденбургским в 1835 г.). Окончил
он его в 1907 г. с золотой медалью.
В октябре 1905 г. Н.Д.Тальбергу пришлось впервые
проявить себя на политическом поприще. Революционные
настроения, господствовавшие тогда в студенческой
среде, проникли и в Училище правоведения. Группа
учащихся стала посещать митинги и задумала произвести
коренную ломку традиционного строя училища. Н.Д.Тальберг
был в числе тех, кто сумел сплотить крепкое большинство
и пресечь этот революционный замысел.
Об этом периоде жизни молодого Тальберга Г.В.Месняев
пишет следующее: «В Училище, к которому он на всю
жизнь сохранил самую живую любовь и признательность,
он провел как раз те бурные годы, когда русская
государственная власть, «в бореньях силы напрягая»,
вела трудную борьбу за самые основы русской государственности
и за сохранение той самой российской державности,
которая не могла не восхищать, не волновать и не
рождать чувства преданности в пылкой душе юного
правоведа. Как раз тогда, когда он окончил Училище
правоведения и должен был избрать себе жизненную
дорогу, российская государственная власть,—одержав
решительную победу над революционными силами,—вступила
на путь благодетельных и широких реформ и повела
русский народ по пути ослепительных побед и успехов.
Однако этот блестящий творческий взлет Российского
Государства не мог полностью подавить и затушевать
в патриотических сердцах той тревоги, которую родила
в них первая русская смута. Несмотря на свою крайнюю
молодость, Н.Д.Тальберг понимал, что вражеские силы
еще далеко не уничтожены, и лишь ушли в подполье,
и что поэтому его долг заключается в том, чтобы
повседневным трудом, серьезной государственной работой
укреплять и защищать тот политический строй, который
он, совершенно справедливо, считал опорой и основой
Русской Земли. Это чувство и заставило его пойти
на службу именно в то ведомство, которое представляло
тогда собой передовую, боевую линию Императорского
правительства—Министерство внутренних дел» (Г.В.Месняев.
Паладин Империи// «Россия»).
В 1907 г. Н.Д.Тальберг начал службу в отделе личного
состава Департамента общих дел Министерства внутренних
дел. Осенью 1908 г. он был на полгода откомандирован
в Ригу для усиления канцелярии временного Прибалтийского
генерал-губернатора генерала от инфантерии барона
А.Н.Меллер-Закомельского. О работе под начальством
этого решительного борца с революционным движением
он вспоминает с удовольствием. Осенью 1909 г. Тальберг
был назначен советником Курляндского губернского
правления, через год переведен на такую же должность
в родной ему Киев. Служба там доставила ему большое
удовлетворение, расширив знакомство с губернской
административной машиной и дав возможность, благодаря
командировкам, изучить уездную жизнь обширной губернии.
В конце 1911 г. он был откомандирован в С.-Петербург
для временного усиления Управления продовольственной
части. Значительную часть восточной России постиг
тогда недород. Правительство, применяя новый продовольственный
устав, выработанный П.А.Столыпиным незадолго до
убийства его революционерами, развило огромную деятельность
для оказания пострадавшему населению всесторонней
помощи. В блестящих итогах ее Тальберг мог убедиться,
сопровождая начальника Управления В.В.Ковалевского
поздней весной 1912 г. в его инспекционной поездке
в Самарскую, Оренбургскую, Уфимскую губернии и в
Тургайскую область. В начале 1913 г. Тальберг был
назначен непременным членом Черниговского губернского
по земским и городским делам присутствия.
Дворянин Киевской губернии, с раннего детства живший
в ней, долгие годы летние месяцы проводивший в имении,
потом хуторе, дяди-опекуна на берегу Днепра, вблизи
Канева, служивший в Киевской и Черниговской губерниях,
знавший немного Подолию, Н.Д.Тальберг горячо любил
родную Малороссию с ее белыми хатами, живописными
деревнями, бытом, песнями. В то время основная часть
населения не мыслила себя находящейся вне Российской
Империи. Мать городов русских—древний Киев—был крупнейшим
средоточием имперского национализма. Там издавна
издавалась широко распространенная в Юго-Западном
крае газета «Киевлянин», редактором которой был
Димитрий Иванович Пихно, крестный отец Тальберга,
волынец крестьянин, учившийся в гимназии и университете
с его отцом и дядями, ставший профессором Киевского
университета, потом членом Государственного Совета.
Н.Д.Тальбергу ведомо было, что население Малороссии
и Новороссии выбирало в Государственную Думу правых,
националистов и октябристов, тоже сторонников единства
России. Понятно то негодование, которое вызывало
у него впоследствии так называемое «украинское движение»,
изобретенное австро-венгерским генеральным штабом
и руководимое из Галиции поляками, занимавшими там
административные посты.
В мае 1914 г. Тальберг был назначен чиновником особых
поручений V класса при министре внутренних дел,
с откомандированием в канцелярию министра. Тальбергу
поручено было заведовать делопроизводством по выборам
в Государственный Совет и Государственную Думу.
Летом 1916 г. последовало Высочайшее повеление о
подготовке к выборам в 5-ю Государственную Думу,
вследствие истекавших через год полномочий 4-й Думы.
Тальбергом был представлен министру внутренних дел
обзор общественно-политических настроений по губерниям
и степени подготовленности губернаторов. С начала
1917 г. главное руководство этим делом было возложено
на товарища министра внутренних дел Н.Н.Анциферова,
ближайшим помощником которого и был Н.Д.Тальберг,
к этому времени произведенный в статские советники.
Устанавливалась связь с отдельными членами Государственной
Думы, враждебными подготовлявшему революцию прогрессивному
блоку. Поступали затребованные сведения от губернаторов,
намечался постепенный вызов их по очереди в столицу
для обмена мнений.
Наряду с своей постоянной службой Н.Д.Тальберг,
с началом войны, состоял секретарем благотворительного
комитета Министерства внутренних дел. Комитет помогал
семьям призванных на военную службу чинов министерства,
содержал офицерский лазарет имени Государыни Императрицы
Александры Феодоровны в ортопедическом институте,
лазарет для нижних чинов в доме министерства на
Мойке, имел большой склад белья, отправляемого на
фронт. С осени 1915 г. Н.Д.Тальберг избран членом
совета Общества помощи русским беженцам, председателем
которого был член Государственного Совета, сенатор
А.А.Римский-Корсаков. По поручению комитета он предпринимал
поездки в ряд губернских городов для открытия там
отделов. В конце января 1917 г. Тальберг был назначен,
с оставлением в своей должности, помощником управляющего
делами сенаторской ревизии, имевшей целью выяснение
основательности освобождений от несения военной
службы, дававшихся отдельным лицам. Льготы эти,
в значительной мере, породили так называемых «земгусаров»,
развивавших потом противоправительственную и антидинастическую
деятельность на фронте и в тылу. Ревизию возглавлял
член Государственного Совета, сенатор князь А.А.Ширинский-Шихматов.
«Такое живое практическое дело, постоянная связь
с самыми разнообразными кругами тогдашнего русского
общества и знакомство с самыми важными сторонами
русской жизни дали возможность Н.Д.Тальбергу убедиться
в неисчерпаемых, здоровых и живительных силах тогдашней
России и в великом значении для нее Царского Скипетра.
То, что он туманно ощущал своим верным русским сердцем,
будучи мальчиком-правоведом, получило яркое подтверждение
на деле, на жизненном опыте, богато даваемом государственной
службой. Нетрудно понять поэтому, с какой величайшей
скорбью, с каким отчаянием в душе пережил Н.Д.Тальберг
крушение всего того, чему он был предан всем своим
сердцем и чему нелицеприятно поклонялся» (Г.В.Месняев.
Паладин Империи).
После революции Н.Д.Тальберг, подав в отставку,
уехал на Кавказ, где помогал в одном частном предприятии
своему старому другу. Совершая там поездки, общаясь
с местными жителями, он был радостно поражен монархическими
настроениями местного населения, в особенности горцев.
Переворот большевиков застал его в Москве, куда
он только что приехал для доклада своему другу.
Выяснив вскоре существование тайной монархической
организации, во главе которой стоял Н.Е.Марков,
Тальберг вступил в нее, переехав с этой целью в
Петроград. По указанию этой организации он выполнял
ответственные поручения. В конце апреля 1918 г.
он был отправлен ею в Москву и в Киев. В мае он
участвовал в небольшом тайном монархическом съезде,
происходившем в Киеве. С разрешения местной монархической
организации он поступил в министерство внутренних
дел правительства гетмана генерала П.П.Скоропадского
и, борясь с революционными организациями, устраивал
на службу бывших жандармских и полицейских чинов.
После падения гетмана Тальберг добрался до Бессарабии,
где прожил год. Вернувшись неудачно в Одессу, когда
там началась эвакуация, он через Болгарию, Сербию,
Австрию и Чехословакию попал в начале 1920 г. в
Берлин, зная, что там начинают собираться русские
монархисты. По приезде вскоре туда Маркова он возобновил
работу в его организации. Для подготовки монархического
съезда Тальберг четыре месяца провел в Сербии и
Греции и участвовал в 1921 г. в 1-м съезде в Рейхенгалле.
Он был первым управляющим делами выбранного тогда
Высшего Монархического Совета, став потом его членом
вплоть до 1938 г. Был он также участником Зарубежного
съезда, проходившего в Париже в 1926 г. Когда после
Зарубежного съезда создалось Патриотическое объединение,
под председательством И.П.Алексинского, Н.Д.Тальберг
состоял в нем членом совета. Является он старейшим
(с 1915 г.) членом Комитета Правоведческой кассы,
объединяющей окончивших Правоведение.
Защищая монархические идеи в печати, Николай Димитриевич
к этому времени выдвинулся как передовой и даровитый
публицист и историк. Он много работал с 1920 г.
в журнале «Двуглавый Орел» берлинского и парижского
изданий и принимал большое участие в издании труда
С.С.Ольденбурга «Царствование Императора Николая
II».
С самого начала пребывания за рубежом Н.Д.Тальберг
проявил большое участие в церковной жизни. Когда
в 1926 г. митрополиты Евлогий и Платон учинили пагубный
раскол в единой тогда Зарубежной Церкви, Тальберг
решительно отстаивал канонический строй. Он писал
разъяснявшие церковные вопросы статьи в журналах
«Двуглавый Орел» и «Отечество» (орган Патриотического
объединения). Выступая с докладами в отдельных городах
Франции и ведя большую переписку с имевшимися всюду
соборянами, он значительно способствовал созданию
канонической епархии в Западной Европе. Им в начале
смуты написаны были «Возбудители раскола» и «Церковный
раскол». Совместно с светлейшим князем М.К.Горчаковым
он написал позднее «Итоги политики митрополитов
Сергия и Евлогия». Несколько лет назад принял он
видное участие в составлении книги «Русская Православная
Церковь в Северной Америке: Историческая справка».
Будучи участником 2-го Зарубежного Церковного Собора,
происходившего в 1938 г. в Сремских Карловцах, он
был избран помощником секретаря и участвовал в комиссии,
издавшей труды Собора. В зарубежье Тальберг состоял
церковным старостой Покровской гимназической церкви
в Белграде, храма Святого Архистратига Михаила в
Зальцбурге, Покровского храма в лагере Парш и там
же Свято-Николаевского гимназического храма.
В 1929 г. появилась на свет его ценная книга «Святая
Русь», в которой он ярко и убедительно показал,
что Русское государство находится в неразрывной
связи с Православной Церковью.
За границей Н.Д.Тальберг жил в местах главного средоточия
русской эмиграции—шесть лет в Берлине, десять лет
в Париже и почти восемь в Белграде, побывав по церковным
и монархическим делам в Лондоне, Брюсселе, Афинах,
Софии, Бухаресте, Будапеште, Лозанне и Праге. В
Белграде он работал в Державной комиссии, ведавшей
делами эмиграции, и в заменившем ее учреждении,
приняв в 1944 г. большое участие в организации эвакуации
русских, когда Югославию начали занимать большевики.
Пробыв потом полгода в Вене, он попал в Зальцбург
перед самым окончанием войны. Через этот город проходили
массы беженцев, часть которых там оседала, часть
следовала дальше. Н.Д.Тальберг стал работать в комитете,
занимавшемся устройством беженцев, позднее же—ограждением
их от грозивших все время выдач Советам. Работу
эту продолжал он и в лагере Парш. По поручению комитета
им начата была постройка лагерной церкви и создана
гимназия, первым директором которой он стал, будучи
потом председателем учебного совета, руководившего
всем учебным делом в лагере. Гимназия за пять лет
существования выдала более 100 аттестатов, признававшихся
американскими и австрийскими властями. В 1945 г.
он был избран членом создавшегося в лагере лагерного
комитета, позднее был выбран членом ревизионной
комиссии.
В 1950 г. Н.Д.Тальберг переехал в Соединенные Штаты
и состоит с тех пор преподавателем исторических
предметов в Свято-Троицкой Духовной семинарии в
Джорданвилле. Свою преподавательскую деятельность
Н.Д.Тальберг тесно связал со своей громадной работой
по отыскиванию и распространению правды о минувшем
России. «С рвением, подобным рвению древних русских
летописцев, Н.Д.Тальберг неутомимо, изо дня в день,
извлекает отовсюду: из забытых и полузабытых записок
и воспоминаний, из старых книг, журналов и газет,
те кусочки правды, которые дают ему возможность
беспристрастно, основываясь только на фактах, восстанавливать
истинный—сияющий и светозарный облик оклеветанной
России. Без всякой шумихи, без громких и пышных
слов, без грома фанфар и ложного пафоса делает свое
великое дело скромный и благородный Н.Д.Тальберг»
(Г.В.Месняев. Паладин Империи).
Н.Д.Тальберг является постоянным сотрудником журнала
«Православная Русь» и других периодических изданий
Свято-Троицкого монастыря, газет «Россия» и «Русская
Жизнь» и других национальных органов печати. Среди
целого ряда блестящих трудов на церковные темы следует
отметить «Полвека Архипастырского служения: Митрополит
Анастасий», «Святая Земля», «Святой Митрофан Воронежский»,
«Архиепископ Антоний Воронежский», «Миссионерский
подвиг Русской Православной Церкви», «Филарет, митрополит
Киевский», «Пространный месяцеслов Русских Святых
и краткие сведения о чудотворных иконах Божией Матери»,
«Православное храмоздание Императорской России в
Европе». Особое внимание заслуживают его обоснованные,
документированные и правдивые труды, которые читаются
с захватывающим интересом: «Гоголь—глашатай Святой
Руси», «Муж верности и разума—К.П.Победоносцев»,
«Император Николай I—Православный Царь», «Император
Николай I в свете исторической правды», «Трагедия
русского офицерства», ряд статей о смуте 1904—1907
гг. и о подготовке революции 1917 г. В настоящее
время печатается его фундаментальный труд «История
Русской Церкви».
Великим утешением для Н.Д.Тальберга должно служить
именно то сознание, что его многополезные труды
не только не оказались напрасными, а, напротив,
послужили и еще много послужат молодым подрастающим
поколениям в назидание и воспитание. Если же Господь
сподобит исстрадавшуюся Русь воскреснуть вновь и
освободиться от гнетущей власти безбожного коммунизма,
то тогда, как никогда раньше, правдивые труды Н.Д.Тальберга
окажутся бесконечно ценными для перевоспитания русской
молодежи, выросшей на родине и не слышавшей ничего,
кроме клеветы на Царскую Россию. И уже по одному
этому Н.Д.Тальберг заслуживает великую признательность
русской молодежи, рассеянной по всему свету. Правильно
и глубокозначительно говорит архимандрит Константин
(Зайцев): «И если что немеркнущей радостью засияет
вокруг него в эти дни его юбилея, то именно та любовь,
которая на своих крыльях принесет ему со всего света
приветы от поколений, им согретых не только отеческим
доброжелательством, но приобщением их к свету и
теплу Исторической России» (Православная Русь. №
628).
Да умножит Всещедрый Господь многополезные дни Николая
Димитриевича Тальберга—этого истинного глашатая
Святого Православия, Святой Руси и Русского Самодержавия,—и
да поможет ему еще многие годы творить великое дело
служения Церкви и Родине.
/Тальберг Н.Д. Отечественная быль: Юбилейный сборник.
Джорданвилль, 1960. С. 11-15/
ВЛ.ГРИНЕНКО
НА СЛУЖБЕ НЕУМИРАЮЩЕЙ РОССИИ
Из Свято-Троицкого монастыря
в Джорданвилле сообщает архимандрит Лавр: «16/29 мая
вечером, в 8 часов, скончался наш дорогой Николай
Димитриевич Тальберг. В последнее время сильно недомогал,
поместили его в госпиталь, и там тихо, в полном сознании,
скончался. Похоронили его вчера днем (письмо от 1
июня). Собралось довольно много его друзей-почитателей.
Подробное описание будет в “Православной Руси”.
Еще одна свежая могила ближайшего сотрудника и верного
работника на ниве Божией… Именно в таком качестве
закончил жизнь покойный.
Николая Димитриевича многие из действительной и активной
эмиграции русской знали в разные периоды его жизни
и деятельности по-разному. Вся его жизнь сводилась
к неустанному труду, приносимому на алтарь несчастного
в разгроме своем нашего отечества. Всегда и во всем
новопреставленный был исчерпывающе подготовлен, до
щепетильности исполнителен, проявлял, когда нужно
было, настойчивость и даже требовательность, что касалось
России и в прошлом, и в заграничном ее настоящем—всегда,
под пером и в разумении Николая Димитриевича, становившемся
историческим и для поколений назидательным. Последний
период его жизни—преподавательство русской и церковной
истории в Духовной семинарии—сопровождалось изданием
ряда печатных трудов. По ним-то и можно определить
всегда и в будущем кипучую, преданную России монархической,
России православной деятельность этого неутомимого
труженика. Предпоследними трудами Николая Димитриевича
были: «История Русской Церкви» (1959) и «История Христианской
Церкви». Последний же труд Николая Димитриевича—«К
сорокалетию пагубного евлогианского раскола»—уже давно
печатается в журнале «Православная Русь», с продолжениями,
что по плану Николая Димитриевича должно было завершиться
изданием целой книги. В печатном материале мы видим
немало мест о непосредственном участии автора в этом
церковном деле, являющемся ныне замечательным историческим
примером тому, как можно одной только неосторожностью
или ослаблением стояния в Истине одного человека превратить
цветущее русское Православие вне России в позорнейшие
деяния отступления от всего святого, что заложено
в ЕДИНСТВЕ и СОБОРНОСТИ Апостольской Церкви!
Н.Д.Тальберг в 1907 г. окончил образование в Императорском
Училище правоведения с золотой медалью. Его служба
непосредственно по Министерству внутренних дел открывала
для молодого, пылкого юриста и монархиста широкую,
правдивую и действительную картину состояния России
со многих сторон государственной и народной жизни.
Особые способности молодого статского советника Царской
службы, образованного и верного Престолу России, помогали
ему все поручения исполнять не только «за совесть»,
а не «за страх», но и с постоянной внутренней любовью
ко всякому делу, которое чувствовал он всегда делом
всей нашей любимой им огромной страны. И когда пришел
черный год России, то не дрогнули рука и сердце верного
сына ее и вне поверженной Империи: Николай Димитриевич
так же преданно, так же методически точно и рыцарски
и с беспредельной любовью к Царю-Мученику посильно
исполнял все, что на его жизненном пути могло принести
пользу неумирающей Великой России, сохранению верной,
неискаженной памяти о ней в сердцах русских поколений.
Мало остается, с каждым годом все меньше, людей России,
каким был постоянно, до последнего дня своей жизни
Николай Димитриевич Тальберг. Его шведское происхождение,
как и многих других иностранцев, попадавших в Россию
Царей, растворилось в русской стихии бесследно, осталась
только нерусская фамилия.
Серьезная, ценная часть русской эмиграции со смертью
Николая Димитриевича Тальберга понесла незаменимую
утрату, а Русская Зарубежная Церковь—потеряла высокополезного
для нее педагога и верного христолюбивого, преданного
сына.
Будучи членом Высшего Монархического Совета (первой
формации), Николай Димитриевич принял горячее участие
в организации и работе издательства светлейшего князя
М.К.Горчакова «Долой зло!» (конец двадцатых—начало
тридцатых годов). Цель издательства была в обнаружении
всяческого на Руси и вне ее зла, как в политическо-гражданской
области, так и в церковной того времени, осуждении
его документами и неопровержимыми фактами с тем, чтобы
русский человек, сбитый с толку, а то и сплошь да
рядом просто не осведомленный, мог разобраться в продукции
революционной, предательской, изменнической врагов
России и Церкви Православной, и сознательно найти
свое место: «с ними или против них».
За несколько лет было издано 15—16 книг: «Евреи и
талмуд», «Сионские протоколы», «Войны темных сил»
(две книги), «Остерегайтесь волков в овечьей шкуре»,
«Итоги политики митрополитов Сергия и Евлогия» (2
выпуска), «Жертвенный убой», «Мысли соборянина» и
др. Из них две Н.Д.Тальберга: «Церковный раскол» и
«Святая Русь». Все авторы, как и сам издатель, князь
Михаил Константинович Горчаков, были люди идеи, веры,
дела, выступали с открытым забралом за поверженную
Россию и ее подвергшуюся разгрому темных сил (и по
сии дни) Православную Церковь.
Н.Д.Тальберг принадлежал к славной плеяде русских
монархических деятелей в эмиграции, среди которых
можно назвать Крупенского, братьев генералов Нечволодовых,
генерала Н.А.Степанова, Н.Е.Маркова, и, пока были
живы эти столпы, монархическое движение было на правильном
пути. Ушли они, и настало время монархического безвременья,
эпохи лжелегитимизма и монархических флюгеров.
Когда не так давно Н.Д.Тальберг опубликовал обширную
и обстоятельную статью об Основных Законах и Престолонаследии,
под названием «Мысли старого монархиста», то за нее
подвергся нападкам и даже клевете со стороны монархистов
новой формации, которые в литературной полемике, не
имея данных, прибегли к недобросовестным приемам.
Статью Тальберга, как основанную на законе, нельзя
было опровергнуть, но его оппоненты попытались обвинить
его в принадлежности к партии социалистов-революционеров,
выдав его за проф. Г.Г.Тельберга, состоящего членом
Сибирского правительства и о котором упоминается в
книге Вильтона «Последние дни Романовых». Была приведена
цитата из этой книги, и в нее вставлена посторонняя
фраза, что является литературным подлогом.
Верим, что каждый, кто знал покойного, пусть даже
короткое время, склонится перед его трудовой земной
жизнью и горячо помолится над могилой достойного русского
человека.
Водвори, Господи, душу его в селениях праведных!
/Владимирский вестник. № 110, Сан-Пауло (Бразилия).
1967. С. 23-25/
|