Произведения святителя Игнатия Брянчанинова, епископа
Кавказского и Черноморского, выдающегося русского
писателя, классика православной духовной литературы,
впервые печатаются по единственному прижизненному
собранию сочинений, о котором Святитель так мечтал
в последние годы своего земного бытия. «Если Богу
угодно будет, то мне желалось бы напечатать собрание
моих сочинений, пересмотревши тщательно, и напечатать
под собственным моим наблюдением»,—писал Преосвященный,
столько страдавший от необоснованных придирок цензуры.
К месту заметить, душеприказчики Преосвященного,
готовя второе издание его сочинений, включили в
тексты черновые фрагменты, чем нарушили и чистоту
слога творений, и строгость их композиции. К сожалению,
все последующие издания в таком виде и выходили
в свет.
Со смирением
отмечая, что его творения принадлежат «милости Божией»,
Святитель в то же время отдавал себе отчет в их
непреходящей ценности: «Со времени введения в России
образования никто еще не писывал в этом роде. Образ
изложения, наружная форма, самый слог... новость
в духовной русской литературе», что и неудивительно,
поскольку его книги «писались и пересматривались
в течение двадцати лет, соответственно наблюдениям,
деланным над собою и над другими. В течение всей
жизни моей я занимался изучением Отеческих писаний
и сделал из них такое извлечение, какое возможно
сделать только по долговременном изучении сих исканий».
Именно поэтому писания Преосвященного—«одного духа»
с творениями преподобного Нила Сорского, святителя
Тихона Задонского и других прославленных Отцов.
Понимая
громадное значение литературного наследия святителя
Игнатия Брянчанинова для нашей национальной культуры,
редакция со всей возможной бережностью отнеслась
к текстам драгоценных памятников—памятников и русской
духовности, и русской литературы, и русского языка,
безусловно последуя авторской воле и стараясь не
допускать неоправданных поновлений.
Еще
раз хотим повторить, почему «Собрание творений»
впервые
(с 1865 г.) печатается по изданию, подготовленному
свт. Игнатием:
Первое
издание было подготовлено святителем Игнатием в
1863-65 гг. Для этого он тщательно пересмотрел свои
предыдущие издания, отшлифовав и составив их по
своему авторскому замыслу. При этом, например, "Слово
о смерти" как произведение близкое по теме
к ранее написанным "Аскетическим проповедям"
вошло во второй том. Все тома по авторскому замыслу
имели только им соответствующее для восприятие предназначение.
Когда первое, очень малотиражное издание в 4 томах
было распродано, после смерти Святителя, его брат
осуществил новое издание. Он поменял некоторые произведения
местами, во многих местах поставил выброшенные Святителем
фрагменты, не обозначив их другим шрифтом. Выделил,
нарушая замысел Святителя, "Слово о смерти"
в отдельный том, добавив туда отбракованные Святителем
выписки. Все последующие издания
печатались с издания, подготовленного братом Святителя:
как до, так и после Революции.
Святитель
Игнатий выдающийся русский писатель, осознавая это,
он писал в письмах о значении своих творений для
русской литературы, и мы сочли недопустимым
искажение авторского замысла.
Наше редакторы-филологи
вернули читателям авторское издание первых четырех
томов.
Пятый том - "Отечник", шестой - "Письма".