|
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
ОТЦА ГЕОРГИЯ (1952-2005)
автора книги «Гармония Божественного творения»
Книга отца Георгия «Гармония Божественного творения»
не задумывалась, собственно, как книга, т.е. как самостоятельный
научно-богословский труд. Поначалу батюшка лишь выполнял
просьбу Курского госуниверситета о создании учебного
пособия для студентов кафедры религиоведения. Последние
5 лет своей жизни отец Георгий читал лекции на этой
кафедре по предмету «Наука и религия». Когда тяжелая
болезнь нарушила обычный напряженный ритм его жизни
и сделала невозможным его присутствие в университете,
он согласился наконец на просьбы коллег и взялся зафиксировать
на бумаге то, что раньше существовало лишь в устной
версии. Сначала он писал сам, но дело шло медленно,
силы оставляли его, и большая часть этой книги была
записана под его диктовку.
Нельзя назвать иначе как чудом сам факт ее появления:
последняя точка в ней была поставлена за 12 дней до
смерти. Сам батюшка не прочел своего труда в законченном
виде и поэтому не смог его отредактировать. Мы же
не считаем возможным поправлять или исправлять что-либо
самостоятельно. Хотим только напомнить, что отец Георгий
обращался к современной молодой аудитории, студентам-гуманитариям,
достаточно далеким от точных наук, а поэтому старался
сделать свои лекции более доступными для восприятия,
живыми и увлекательными. Этим объясняется «разговорность»,
«неакадемичность» текста. Батюшкины друзья говорят,
что, читая эту книгу, они слышат его голос, его интонации,
узнают его манеру шутливо говорить о серьезном.
Получилась ли книга? Судить вам. Приведем лишь мнение
батюшкиного друга, протоиерея Романа, в прошлом тоже
ученого-биолога, в личной беседе сказавшего, что это
не просто курс лекций, а вдохновенная проповедь глубоко
верующего православного настоящего священника и настоящего
ученого.
Юрий Александрович Нейфах родился 13 августа 1952
года в Москве в семье ученых-биологов. Интерес и способности
к наукам, в том числе физике и математике, привели
его в 1966 году в физико-математическую школу №2.
Эта школа, безусловно, была ярким явлением в образовательной
системе того времени. Уникальный состав педагогов
сумел передать своим ученикам не только широкие знания
по точным и гуманитарным предметам, умение глубоко
и ясно мыслить, но и способность к настоящим и искренним
человеческим чувствам: на всю жизнь сохранили «второшкольники»
дружбу и уважение друг к другу и к своим учителям.
Школа просуществовала недолго, однако среди ее выпускников
не только талантливые ученые, но и священники и даже
один епископ.
В 1974 году Юрий Нейфах окончил биологический факультет
МГУ. Работал научным сотрудником в ряде НИИ, закончил
аспирантуру Института молекулярной биологии АН СССР
и в 1983 году защитил диссертацию кандидата физико-математических
наук по теме, находящейся на стыке физики и биологии.
Незадолго до защиты совершилось главное в жизни отца
Георгия—он стал верующим и принял крещение. Милостью
Божией вскоре после прихода в Церковь Юрий знакомится
с архимандритом Псково-Печерского монастыря отцом
Иоанном Крестьянкиным, и всю последующую жизнь вплоть
до кончины молитвенная поддержка и советы старца неизменно
направляют и укрепляют его.
Православный христианин Георгий совершенно явственно
ощущает конец своей старой жизни и начало новой и
впоследствии, вспоминая что-нибудь, происходившее
с ним до крещения, шутя говорит: «Это было еще до
моей смерти…».
К этому времени Юрий Нейфах был уже автором нескольких
серьезных научных трудов и вскоре после защиты получил
предложение возглавить лабораторию в одном из НИИ
Центра биологических исследований РАН в Пущино. Но
Истина, которую он пытался постичь средствами науки,
открывалась ему теперь яснее и полнее в самой жизни
Православной Церкви, в ее людях, в ее Писании и Предании.
И в нем загорается желание послужить Богу, стать священником.
Науку батюшка любил потом всю свою жизнь и с интересом,
когда предоставлялась возможность, обсуждал с друзьями-учеными
новые взгляды и факты, открытия и проблемы.
Однако выбор свой он сделал бесповоротно и через два
года после крещения оставил науку и целиком перешел
на работу в церковь: он и рабочий, и чтец, и алтарник.
Этот период в полном смысле можно назвать «мои православные
университеты».
В 1989 году архиепископ Курский и Белгородский Иувеналий
рукополагает Георгия в диаконы, а через неделю в священники.
Пять месяцев служит отец Георгий в селе Банищи Льговского
района, а затем неожиданно получает перевод в Курчатов—молодой
город, возникший вокруг Курской атомной электростанции.
Владыка рассказывал впоследствии, что всю ночь после
встречи с группой верующих из Курчатова, обратившихся
с просьбой об открытии в городе православного прихода,
он, перебирая картотеку духовенства епархии, думал,
кого же назначить в город атомщиков, и решил: вот,
отец Георгий—бывший ученый, пусть и едет к физикам.
В Курчатове пока не было ни храма, ни места для жилья,
и по указу владыки отец Георгий с семьей живет в 15
километрах от города, в селе Быки, где и служит в
церкви Богоявления. Каждый день он проводит в Курчатове:
хлопоты по устройству прихода, получение и перестройка
теплого домика под маленькую церковь, первые шаги
по возведению будущего храма, и люди, люди…
В полной мере проявился на этом этапе батюшкин дар
легко и открыто вступать в общение с каждым человеком,
своим неподдельным теплым интересом к душе собеседника
рождать встречное расположение. Высокая образованность,
пастырский талант, открытость и искренность отца Георгия
привлекли к нему симпатии многих и многих сотен курчатовцев,
которые до встречи с ним и не знали о существовании
дороги к храму, не задумывались о Боге и спасении
своей души. Православная община Курчатова росла на
глазах.
Немало трудов и переживаний выпало отцу настоятелю
и православным курчатовцам, прежде чем на красивейший
храм был водружен крест и разнесся по городу звон
церковных колоколов.
Сам город, его атмосфера, его уклад жизни, отношения
между людьми изменялись с каждым годом. Занятия для
детей и взрослых в воскресной школе, обучение церковному
пению сначала нескольких прихожанок, а потом создание
детского, смешанного и мужского хоров, постоянно пополняющаяся
книгами библиотека, активно функционирующие православные
аудио- и видеотека, изостудия для детей младшего возраста
и обучение иконописи старшеклассников, паломнические
поездки, ревностный труд прихожан по украшению храма
и территории вокруг него, помощь людям, нуждающимся
в ней,—трудно перечислить все, что возникало, крепло,
развивалось в молодом приходе и так или иначе затрагивало
весь город Курчатов.
Шесть последних лет своей жизни отец Георгий возглавлял
Курчатовское благочиние, включавшее поначалу пять
храмов, а к 2004 году—десять. Всем священникам, обращавшимся
к нему за помощью материальной или духовной, с самыми
разными вопросами и недоумениями, он старался помочь
и болел душой не только за свой приход, но за всю
Церковь. Владыка Иувеналий, пребывавший ко дню смерти
батюшки на покое, приехав к его гробу попрощаться,
сказал: «Отец Георгий столько сделал, и все как-то
кротко, ни на кого не жаловался, ничего не просил…»
Студенты Курского университета, которым батюшка, не
жалея сил, будучи уже тяжелобольным, старался передать
свои знания, свое понимание предмета и вообще жизни,
любили его, но только после кончины осознали, кого
лишились. Впрочем, это относится, видимо, ко всем
людям, провожавшим в другой мир искренних настоящих
христиан.
Скончался отец Георгий 2 января 2005 года. Его отпевание
в Успенском храме Курчатова, не вместившем всех желающих
соборно помолиться об упокоении души новопреставленного,
совершил архиепископ Курский и Рыльский Герман в сослужении
нескольких десятков священников и диаконов, приехавших
из разных концов епархии, чтобы проводить отца Георгия
в последний путь.
«Уже с первого разговора с отцом Георгием,—сказал
владыка Герман в своем слове на отпевании,—я понял,
что это добрый, ревностный, высокообразованный, культурный,
просвещенный пастырь. Отец Георгий любил Бога, Святую
Церковь, людей и отдавал пастырскому делу всего себя.
Поэтому мы смеем надеяться, что Господь Бог упокоит
его душу в селениях праведных и воздаст ему, как верному
своему служителю, достойную награду. Аминь».
|
|
|