|
Свт. Андрей Кесарийский.
Толкование на Апокалипсис.
Текст Апокалипсиса на церковно-славянском и русском
языках.
Иллюстрированное издание.
272 с.; твердый переплет;
бумага офсетная; 12x17;
«Апокалипсис» святого евангелиста Иоанна Богослова
— последняя книга Священного Писания. Это конец Библии,
который содержит в себе описание завершения исторического
мира и судеб Церкви Христовой в пределах истории.
Это книга о грядущем, о том, чему надлежит быть вскоре
(1, 1). «Откровение» — книга о всей мировой истории
как о величайшей трагедии, изложенная в символах и
образах.
Библия
имеет свои исторические книги о судьбах избранного
народа. Это и есть священная история, посвященная
строительству спасения. Однако их содержание не включает
в себя онтологической полноты истории и конца ее.
«Откровение» — это пророчествование о конце.
Как слово
Божие Апокалипсис дан не только для своего века, но
для всех веков. Начиная с первохристианской Церкви
и до наших дней история знала эпохи, когда человечество
испытывало величайшие потрясения и бедствия. И именно
в такие времена возрастает его апокалиптическая восприимчивость,
оно напряженно всматривается в эту небесную книгу,
это «мистическое зерцало судеб человеческих», пытаясь
разгадать загадки собственных судеб. В драматические
периоды, которыми так богат XX век, обостряется апокалиптическое
чувство жизни и истории. Однако и теперь многое в
символике Откровения остается нераскрытым и непонятным.
Но ведь оно написано для всех времен
истории, которая еще продолжается. «История же, как
она изображается в Апокалипсисе, есть Богочеловеческое
свершение, в котором соединяются судьбы человеческие
с действиями и явлениями Христа в мире, и последние
относятся не только к прошедшему и настоящему, но
и к будущему, еще не наступившему, ибо кто же дерзнет
сказать, что все дела Христовы в Его воцарении в мире
уже совершились и закончились? История продолжается
как продолжающееся и совершающееся воцарение Христа
в мире»*.
Мера и
образ восприятия Апокалипсиса определяется личным
духовным состоянием к нему приступающего, личным его
откровением, особой призванностью к нему. Пророческая
книга требует и пророческого к себе отношения и восприятия.
Поэтому из всех многочисленных толкований наибольшим
авторитетом в Церкви пользуется труд святого Андрея,
архиепископа Кесарийского, который ищет ключ к пониманию
Апокалипсиса, прежде всего, в самом Священном Писании:
в пророческих книгах Ветхого Завета, где рисуются
некоторые образы грядущих судеб Ветхозаветной и Новозаветной
Церкви, а также в Евангелии и Апостольских Посланиях.
Кроме того, святой Андрей опирается на труды древних
святых отцов.
«Откровение»
открывается в истории и будет еще открываться. «Основная
же и единственная тема Апокалипсиса, как и его пророческая
проповедь, чтобы мужественно и до конца претерпеть
историю, ибо она есть воцарение Христа Царя, совершившееся
на кресте и совершающееся в крестных путях мира. Се
Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28,
20). Аминь»**.
|
|
|