|
Свт. Иоанн Златоуст.
Толкование Евангелия от Матфея.
В 2-х томах.
I т. 928 c.; II т. 944 с.; твердый переплет; бумага
офсетная; 12x17;
Святитель
Иоанн Златоуст—один из величайших Отцов Вселенской
Церкви, любимейший учитель и пастырь чающего Истины
человечества.
Родился
Святитель в 347 году в Антиохии Сирийской. Получив
прекрасное образование, он некоторое время служил
адвокатом. Однако, обратившись к изучению христианского
богословия под руководством святителя Мелетия, архиепископа
Антиохийского (†381), Иоанн скоро крестился, а в 370
году был определен в клир на должность чтеца и продолжил
обучение у самых знаменитых представителей Антиохийской
богословской школы, прославленной своей несравненной
экзегетикой.
После безвременной
смерти горячо любимой матери Златоуст шесть лет провел
в пустыне. Возвратившись в Антиохию, он в 381 году
был рукоположен во диакона, а через пять лет и во
пресвитера.
В 397 году
великий пастырь был поставлен архиепископом Константинопольским.
Но неожиданное избрание на столь высокий пост провинциального
священника, человека без всяких связей и знакомств
в столице да к тому же резко обличавшего роскошь и
суетность столичной жизни, жадность и распущенность
константинопольской знати, вызвало всеобщее недовольство.
К травле
подключилась сама императрица, и был созван собор,
приговоривший Иоанна к изгнанию: в 404 году Святитель
был сослан в Армению, где пробыл два года. Затем его
отправили в Абхазию, однако великий пастырь скончался
в пути 14 сентября 407 года. Мощи его были перенесены
в Царьград в 438 году.
Иоанн Златоуст оставил огромное литургическое и литературное
наследие. Составленная наитием Духа Святого Литургия
Иоанна Златоуста и ныне служится большую часть года.
А его изъяснения, обычно в форме бесед, Священного
Писания до сих пор считаются одними из лучших толкований
во всей мировой богословской литературе. Среди них
особенно известны 90 бесед на Евангелие от Матфея
и 88 бесед на Евангелие от Иоанна. Уже при жизни Святителя
они были переведены на латинский и сирийский языки.
Исключительное своеобразие изъяснительному методу
Златоуста придает его манера богословствовать. С точным
и убедительным комментарием, опирающимся на исчерпывающее
знание текста и блестящую эрудицию, Святитель сочетает
нравственные наставления, прежде всего предлагая их
читателю.
Неподражаема
и поистине кристальная ясность златоустовского изложения
Божественной мысли, несущая в себе тончайшие моменты
духовного понимания. (Неудивительно, что великого
пастыря так любил цитировать святитель Феофан Затворник.)
При этом писатель уделяет огромное внимание истории
текста и грамматико-логической стороне речи, будучи
в то же время чужд мертвящего буквализма.
Таким образом,
толкования великого пастыря, ярко и глубоко передавая
духовное совершенство евангельских образов и идей,
носят морально-практический характер.
Златоуст
стремился к тому, чтобы его слушатели искали, по словам
святителя Феофана Затворника, «преспеяния в христианской
жизни», то есть того, «что потребно вступившим на
добрый путь спасения». Задачей своей Иоанн видел,
ревнуя о славе Божией, тронуть «спящее» сердце христианина,
разбудить его и подвигнуть на неуклонное стремление
к вечному блаженству.
Иоанн Златоуст,
оратор и богослов,—непревзойденный мастер православного
красноречия и великий моралист.
Иоанн Златоуст,
мистик и богослов,—подлинный сосуд благодати, говорящий
как бы от уст Самого Творца и поэтому силой Духа Святого
и мощью своего слова благодатно изменяющий человека,
читающего его творения, и приводящий человека к Богу.
К каждому тому приложен пояснительный словарь.
|
|
|