8-499-613-94-63       pravilo-very@yandex.ru
ƒ”’ќ¬Ќќ≈ Ќј—Ћ≈ƒ»≈ —¬я“»“≈Ћя »√Ќј“»я Ѕ–яЌ„јЌ»Ќќ¬ј (1807-1867)
 ј“јЋќ√
Ѕќ√ќ—Ћ”∆≈ЅЌјя Ћ»“≈–ј“”–ј Ќј ÷≈– ќ¬Ќќ—Ћј¬яЌ— ќћ я«џ ≈
—¬яў≈ЌЌќ≈ ѕ»—јЌ»≈ Ќј ÷≈– ќ¬Ќќ—Ћј¬яЌ— ќћ я«џ ≈
“ќЋ ќ¬јЌ»я Ќј —¬яў≈ЌЌќ≈ ѕ»—јЌ»≈
—¬я“ќќ“≈„≈— јя ј— ≈“»„≈— јя Ћ»“≈–ј“”–ј
ƒ”’ќ¬Ќќ≈ Ќј—Ћ≈ƒ»≈ —¬я“»“≈Ћя ‘≈ќ‘јЌј «ј“¬ќ–Ќ» ј (1815-1894)
ƒ”’ќ¬Ќќ≈ Ќј—Ћ≈ƒ»≈ —¬я“»“≈Ћя »√Ќј“»я Ѕ–яЌ„јЌ»Ќќ¬ј (1807-1867)
—ѕ»—ќ   Ќ»√
∆»“»≈ —¬я“»“≈Ћя »√Ќј“»я
ƒ”’ќ¬Ќќ≈ Ќј—Ћ≈ƒ»≈ ћ»“–ќѕќЋ»“ј ¬≈Ќ»јћ»Ќј ‘≈ƒ„≈Ќ ќ¬ј (1880-1961)
“¬ќ–≈Ќ»я ѕќƒ¬»∆Ќ» ќ¬ ЅЋј√ќ„≈—“»я XIXЧXX ¬≈ ќ¬ » —ќ¬–≈ћ≈ЌЌџ’ ѕ–ќѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬
 Ќ»√» ѕќ »—“ќ–»» –ќ——»» » –”—— ќ… ÷≈– ¬»
 Ќ»√» ƒЋя —≈ћ≈…Ќќ√ќ „“≈Ќ»я

∆»“»≈ —¬я“»“≈Ћя »√Ќј“»я

∆»“»≈ —¬я“»“≈Ћя »√Ќј“»я        —в€титель »гнатий, в миру ƒимитрий јлександрович Ѕр€нчанинов, родилс€ 5 феврал€ 1807 года в селе ѕокровском √р€зовецкого уезда ¬ологодской губернии.
        ќтец св€тител€, јлександр —еменович, принадлежал к старинной двор€нской фамилии Ѕр€нчаниновых. –одоначальником ее был бо€рин ћихаил Ѕренко, оруженосец великого кн€з€ ћосковского ƒимитри€ »оанновича ƒонского. Ћетописи сообщают, что ћихаил Ѕренко был тем самым воином, который в одежде великого кн€з€ и под кн€жеским знаменем геройски погиб в битве с татарами на  уликовом поле.
        –одители преосв€щенного сочетались браком в ранней молодости, и в начале супружества у них родилось двое детей. ќднако недолго родители утешались ими Ц оба младенца умерли в первые дни жизни. ¬ глубокой печали о своем бесчадии јлександр —еменович и —офи€ јфанасьевна обратились к единственной помощи Ц помощи Ќебесной. ќни предприн€ли паломничество по окрестным св€тым местам, усердно прос€ √оспода и ≈го св€тых даровать им чадо. »спрошенный молитвами младенец был наречен ƒимитрием в честь одного из первых вологодских чудотворцев Ц преподобного ƒимитри€ ѕрилуцкого.
        ќтрок ƒимитрий с раннего детства отличалс€ особенным расположением ко всему св€щенному и истинно прекрасному. ўедро одаренный от Ѕога, он рано научилс€ читать. ќсобенно любимой им книгой было: Ђ”чилище благочести€ї. Ёта книга, простым и €сным €зыком рассказывавша€ о жизни и трудах древних подвижников, оказала большое вли€ние на впечатлительную душу будущего инока. ёный ƒимитрий Ѕр€нчанинов весьма рано полюбил уединенную сосредоточенную молитву. ¬ ней он находил отраду и утешение. ћолитва его не походила на урочное вычитывание, часто торопливое и машинальное, что так обыкновенно у детей; он приучалс€ к внимательной молитве и так преуспевал в ней, что еще в детстве наслаждалс€ ее благодатными плодами. ≈вангелие всегда читал с умилением, размышл€€ о читанном.
        —пособности ƒимитри€ јлександровича были весьма многосторонними: кроме положенных школьных зан€тий он с большим успехом упражн€лс€ в каллиграфии, рисовании, музыке.   п€тнадцати годам отрок получил прекрасное домашнее образование и был готов продолжить его в высших учебных заведени€х.
        ¬ конце лета 1822 года, когда ƒимитрию јлександровичу шел шестнадцатый год, родитель повез его в —анкт-ѕетербург дл€ определени€ в главное ¬оенное инженерное училище. ѕо дороге в столицу ƒимитрий впервые открыто высказал желание прин€ть монашество, но отец не обратил на это должного внимани€. ¬ ѕетербурге молодой Ѕр€нчанинов блест€ще сдал экзамены в ¬оенное инженерное училище и при значительном конкурсе был зачислен сразу же во второй класс. Ѕлагообразна€ наружность и блест€ща€ подготовка абитуриента Ѕр€нчанинова привлекли к нему особое внимание будущего –оссийского императора Ќикола€ ѕавловича, бывшего тогда генерал-инспектором инженеров.
        ¬ годы учени€ ƒимитрий Ѕр€нчанинов был первым учеником, отличалс€ редкой скромностью, искренней набожностью и пользовалс€ всеобщей любовью соучеников и преподавателей. —ветское общество заманчиво простирало навстречу Ѕр€нчанинову свои объ€ти€. ќн был желанным гостем во многих великосветских домах. –одственные св€зи ввели его в дом президента јкадемии художеств и члена √осударственного —овета ј.Ќ.ќленина, там на литературных вечерах Ѕр€нчанинов был любимым чтецом и декламатором, и своими поэтическими опытами он приобрел благосклонное внимание ј.—.ѕушкина, ».ј. рылова,  .Ќ.Ѕатюшкова, Ќ.».√недича. Ќо не мирскими развлечени€ми, а молитвой, посещением храмов Ѕожиих и изучением наук был зан€т юноша более всего.
        Ѕолее двух лет провел он, усердно изуча€ химию, физику, философию, географию, геодезию, историю, €зыкознание, литературу и другие науки, и поставил перед собой вопрос: что собственно дают науки человеку? Ђ„еловек вечен и собственность его должна быть вечна,Ч говорил он,Ч покажите мне эту вечную собственность, которую € мог бы вз€ть с собою за пределы гроба!ї Ќо Ђнауки молчалиї.
        ¬ это врем€ искатель истины познакомилс€ с монахами ¬алаамского подворь€ и јлександро-Ќевской Ћавры. ќни-то и помогли найти то, к чему стремилась его душа. ѕод руководством духовных наставников, учеников преподобного ѕаиси€ ¬еличковского, монахов јарона, ’аритона, »оанники€ и лаврского духовника отца јфанаси€ ƒимитрий јлександрович начал читать творени€ св€тых отцов. Ёти благочестивые упражнени€ ƒимитри€ јлександровича служили подготовкой дл€ того решительного переворота, который он должен был совершить, чтобы осуществить свое давнее желание стать иноком. Ќо, чтобы окончательно порвать с миром, новоначальному нужен руководитель, духовный отец. “аким человеком €вилс€ дл€ ƒимитри€ јлександровича иеромонах Ћеонид (Ќаголкин; в схиме Ц Ћев), будущий основоположник старчества в ќптиной пустыни.
        —тарец Ћеонид отличалс€ духовной мудростью, св€тостью жизни, опытностью в монашеском подвиге, о нем молодой Ѕр€нчанинов был много наслышан от лаврских иноков. Ќаконец представилс€ случай познакомитьс€ Ц отец Ћеонид прибыл по делам в ѕетербург и остановилс€ в јлександро-Ќевской Ћавре. ќ впечатлении от первой беседы со старцем ƒимитрий јлександрович рассказал своему другу ћихаилу „ихачову так: Ђ—ердце вырвал у мен€ отец Ћеонид. “еперь решено: прошусь в отставку со службы и последую старцу; ему предамс€ всею душою и буду искать единственно спасени€ души в уединенииї.
        ¬ июне 1826 года ƒимитрий Ѕр€нчанинов получил трехмес€чный отпуск дл€ поправлени€ здоровь€ после т€жкой грудной болезни, которой он переболел весной того года. ƒимитрий јлександрович отправилс€ на родину в родительский дом, жела€ испросить благословение на выход из мира, оставление службы и прин€тие монашества, однако получил от отца решительный отказ. — глубокой скорбью возвратилс€ в столицу, где должен был сдать выпускной экзамен в инженерном училище. —дав экзамен блест€ще и получив чин поручика, он сразу подал прошение об отставке. Ќо здесь ему пришлось вступить в единоборство со многими сильными мира сего Ц начальство в отставке отказало, сам император Ќиколай I был против его увольнени€. » по решению начальства поручик ƒимитрий Ѕр€нчанинов должен был выехать к месту назначени€ Ц в ƒинабургскую крепость.
        Ќо когда в жизненной борьбе бывают немощны и бесплодны собственные усили€ подвижника, ему на помощь приходит —ам √осподь и —воим премудрым ѕромыслом устро€ет все ко благу. ¬ ƒинабурге Ѕр€нчанинов скоро заболел. » осенью 1827 года высшее начальство, убедившись в его физической несосто€тельности, дало согласие на освобождение молодого офицера от службы. ¬ыход в отставку совершилс€ дл€ ƒимитри€ јлександровича без ведома родителей, а потому сей шаг навлек на себ€ их гнев. ќни полностью отказали сыну в материальном вспомоществовании и даже прекратили с ним переписку. “аким образом вступление в монастырь сопровождалось полной материальной нищетой новоначального инока.
        ƒимитрий Ѕр€нчанинов уехал в јлександро-—вирский монастырь ќлонецкой губернии к своему старцу иеромонаху Ћеониду и поступил в число послушников. Ѕеспрекословное послушание и глубокое смирение отличали послушника Ѕр€нчанинова в монастыре. ќн трудилс€ на поварне, где подчин€лс€ бывшему крепостному своего отца, и на ловле рыбы. ¬ общении с брати€ми он старалс€ скрывать свое происхождение и образование и радовалс€, когда не знавшие принимали его за недоучившегос€ семинариста.
        ќднако вскоре иеромонах Ћеонид был вынужден переселитьс€ в ѕлощанскую пустынь ќрловской губернии. «а ним в числе прочих учеников последовал и послушник ƒимитрий Ѕр€нчанинов. ¬ ѕлощанской пустыни ƒимитрий встретилс€ со своим другом и соучеником ћихаилом „ихачовым. —тарец благословил их жить вдвоем, отдельно от других учеников. ћолодые послушники вполне предались подвижнической жизни, все силы их были направлены к богомыслию и молитве. “ак провели они зиму 1829 года.
        ¬ мае того же года, вынуждаемые обсто€тельствами, послушники Ѕр€нчанинов и „ихачов последовали за своим духовным отцом в ќптину пустынь. “ам они соблюдали тот же пор€док жизни, что был заведен у них прежде. Ќемало скорбей претерпели они и здесь: насто€тель смотрел на них неблагосклонно, брати€ относились не совсем доверчиво. —ама€ пища монастырска€, приправленна€ постным маслом низкого качества, вредно действовала на слабый и болезненный организм ƒимитри€ јлександровича. ќни решили готовить себе пищу сами. — немалым трудом добывали крупы или картофель и варили похлебку в своей келлии. Ќожом им служил топор. »знурительна€ слабость телесных сил и т€жела€ лихорадка были последствием этой обстановки и дл€ одного, и дл€ другого.
        ¬ это врем€ т€жело заболела мать ƒимитри€ Ц —офи€ јфанасьевна. ∆ела€ перед смертью проститьс€ со своим старшим сыном, она насто€ла, чтобы отец послал за ним в ќптину пустынь. јлександр —еменович в сильной скорби о состо€нии жены см€гчилс€ и написал сыну, что не будет преп€тствовать его намерени€м, и одновременно с письмом прислал за ним крытую бричку. ќтец был столь внимателен, что не забыл пригласить и больного друга ƒимитри€ Ц ћихаила „ихачова. ћолодые люди отправились, намерева€сь и под мирским кровом продолжать иноческие подвиги. ќднако действительность оказалась вовсе не такова, какую обещало приглашение родителей. ћать ƒимитри€ поправилась, и мирное чувство, внезапно €вившеес€ в отце, исчезло. ќн всеми силами стал склон€ть сына к поступлению на государственную службу. ћолодые люди стали т€готитьс€ своим пребыванием в миру.
        ¬ феврале 1830 года молодые люди направились в  ирилло-Ќовоезерский монастырь. ¬ этой обители жил на покое известный своей св€той жизнью архимандрит ‘еофан, а насто€тельствовал его ученик, игумен јркадий. –азгл€дев в двух новоначальных искателей истинного монашества, игумен с любовью прин€л их в обитель. —трогий устав монастыр€ был по душе послушнику ƒимитрию, но суровый, сырой климат местности отрицательно повли€л на его здоровье. “ри мес€ца он претерпевал мучительные приступы лихорадки, обход€сь без какой бы то ни было медицинской помощи. ѕод конец у него так стали опухать ноги, что он уже не мог вставать с постели. » ƒимитрий јлександрович был вынужден вернутьс€ туда, откуда хотел спастись бегством,Ч в ¬ологду к своим родственникам. Ќесколько окрепнув, он с благословени€ ¬ологодского епископа —тефана жил в —емигородской пустыни, здесь написал он свой Ђѕлач инокаї. ј затем был переведен в более уединенный ƒионисиево-√лушицкий монастырь.
        ћежду тем родитель ƒимитри€ јлександровича продолжал настойчиво добиватьс€ того, чтобы сын оставил монастырь и поступил на государственную службу. “огда новоначальный послушник стал просить архиере€ оказать ему милость и постричь его в монашество. ¬ологодский епископ —тефан, вид€ пламенную ревность послушника, решил исполнить желание его сердца. »спросив разрешение —в€тейшего —инода, он вызвал ƒимитри€ јлександровича из √лушицкого монастыр€ в ¬ологду и велел готовитьс€ к постригу, приказав хранить это в тайне от всех. Ёто было крайне сложно: готов€щийс€ к пострижению вынужден был остановитьс€ на посто€лом дворе и среди мирской молвы готовить себ€ к великому “аинству. 28 июн€ 1831 года преосв€щенный —тефан совершил постриг ƒимитри€ в монашество в кафедральном ¬оскресенском соборе и нарек его »гнатием в честь св€щенномученика »гнати€ Ѕогоносца, пам€ть которого празднуетс€ ÷ерковью 20 декабр€ и 29 €нвар€.
        4 июл€ того же года монах »гнатий был рукоположен епископом —тефаном во иеродиакона, а 25 июл€ Ц во иеромонаха и временно оставлен при архиерейском доме. Ќо вскоре, изнемога€ от мирской рассеивающей молвы, иеромонах »гнатий стал просить своего покровител€ преосв€щенного —тефана отпустить его в √лушицкий монастырь. ќднако преосв€щенный уже намеревалс€ дать ему другое место.
        ¬ конце 1831 года скончалс€ строитель ѕельшемского Ћопотова монастыр€ иеромонах »осиф. ќбр€д погребени€ было поручено совершить иеромонаху »гнатию, а в €нваре 1832 года он был назначен на место умершего со званием строител€ и награжден набедренником.
        ћонастырь, прин€тый иеромонахом »гнатием, был почти в разрушенном состо€нии, церковь и прочие здани€ обветшали, чувствовалс€ недостаток во всем, и братии было очень мало. —равнительно недолго (около двух лет) насто€тельствовал здесь отец »гнатий, но сумел возродить обитель и в духовном и в хоз€йственном отношении. «а короткий срок число братии увеличилось до тридцати человек.
        ¬ Ћопотовом монастыре строитель »гнатий вновь встретилс€ со своим другом и собеседником „ихачовым, который стал де€тельным помощником насто€тел€ по устройству обители. «а усердные труды по возрождению обители иеромонах »гнатий 28 €нвар€ 1833 года был возведен в сан игумена.
        ћолодой насто€тель относилс€ к братии своей обители, сочета€ отеческую строгость с трогательной любовью. „увству€ эту любовь, насельники покорно повиновались насто€телю, несмотр€ на его сравнительно юный возраст. —м€гчились и сердца родителей, когда они увидели своего сына в таком сане, которого достигают обычно к зрелому возрасту. “ам, где не могла подействовать внутренн€€, духовна€ сторона, вз€ла внешн€€, и она вполне оказала благотворное вли€ние. ћать напиталась духовными беседами сына, пон€ти€ ее изменились, она уже не сетовала, но благодарила Ѕога, что сподобил ее иметь сына в числе ≈го служителей. Ќапутствуема€ церковными таинствами и молитвами своего сына, —офи€ јфанасьевна мирно скончалась в 1832 году.
        ¬ конце 1833 года о де€тельности игумена »гнати€ стало известно в ѕетербурге и он был вызван в столицу дл€ представлени€ √осударю императору Ќиколаю I, который не забыл своего стипендиата и следил за его судьбой. ¬ столице игумен »гнатий был возведен в сан архимандрита и ему было поручено управление “роице-—ергиевой пустынью с высочайшим повелением Ђсделать из нее монастырь, который в глазах столицы был бы образцомї.
        “роице-—ергиева пустынь была расположена на берегу ‘инского залива близ ѕетербурга.  о времени назначени€ в нее архимандрита »гнати€ она пришла в сильное запустение. ¬ церкви, когда приступили к ее ремонту, оказались годными только стены, насто€тельский корпус внутри так прогнил, что сто€л закрытым, а все братство обители состо€ло из тринадцати человек: восьми монахов, трех послушников и двух подначальных. ƒвадцатисемилетнему архимандриту пришлось заново возводить храмы и корпуса, налаживать сельское хоз€йство, упор€дочивать богослужение, создавать новый хор.
        — 1836 по 1841 год известный церковный композитор протоиерей ѕ.».“урчанинов проживал р€дом с —ергиевой пустынью Ц в —трельне. √лубоко уважа€ отца »гнати€, он откликнулс€ на его просьбу и вз€л на себ€ труд обучени€ монастырского хора. Ќесколько своих лучших музыкальных произведений отец ѕетр “урчанинов написал специально дл€ этого хора.
        ¬еликий русский композитор ћ.».√линка тоже был глубоким почитателем архимандрита »гнати€; по его просьбе он занималс€ изучением древней русской духовной музыки и консультировал хор обители. ∆ивое участие в организации хора —ергиевой пустыни принимал директор ѕридворной капеллы ј.‘.Ћьвов.
        јрхимандрит »гнатий совмещал почти несовместимые должности: он был дл€ братии обители прекрасным насто€телем, администратором и в то же врем€ духовником. ¬ 27 лет он уже имел дар принимать помыслы своих пасомых и руководить их духовной жизнью. ѕо собственному признанию отца »гнати€, проповедь ≈вангели€ была его основным зан€тием, которому он отдавал все свои силы. ѕодвиг служени€ ближним словом назидани€ был дл€ него источником радости и утешени€ на поприще его многоскорбной жизни. ¬ —ергиевой пустыни он, несмотр€ на крайнюю свою зан€тость, написал и большинство своих произведений.
        ¬ 1836 году указом —в€тейшего —инода —ергиевой пустыни был присвоен статус монастыр€ первого класса с соответствующим содержанием и штатом.   1837 году в монастыре было уже сорок два человека братии.
        — 1838 года круг де€тельности архимандрита »гнати€ значительно расширилс€: он был назначен благочинным всех монастырей ѕетербургской епархии. ќн способствовал расцвету духовной жизни древнего ¬алаамского монастыр€, содейству€ назначению туда насто€телем опытного в духовной жизни игумена ƒамаскина. ¬ —ергиевой пустыни к отцу »гнатию непрестанно приходили посетители всех положений и рангов. — каждым нужно было побеседовать, каждому уделить врем€. ¬есьма часто приходилось выезжать в ѕетербург и бывать в домах знатных благотворителей обители. Ќесмотр€ на такой, внешне, казалось бы, рассе€нный образ жизни, в душе архимандрит »гнатий оставалс€ аскетом-пустынником. ќн умел при любых внешних услови€х жизни сохран€ть внутреннюю сосредоточенность, непрестанно соверша€ »исусову молитву. ¬ своей келлии в обители отец »гнатий проводил бессонные ночи в молитве и слезах пока€ни€. Ќо как истинный раб Ѕожий, руководству€сь духом смирени€, он скрывал от взора людей свои подвиги.
        «иму 1846 года архимандрит »гнатий пробыл безвыходно в келлии из-за т€жкой болезни, и с наступлением весны 1847 подал прошение о сложении с него насто€тельской должности и увольнении на покой в Ќиколо-Ѕабаевский монастырь  остромской епархии. ¬место этого он получил длительный отпуск и поехал в этот монастырь лечитьс€.
        ¬ Ќиколо-Ѕабаевском монастыре архимандрит »гнатий пробыл одиннадцать мес€цев и возвратилс€ в —ергиеву пустынь. ќп€ть начались многотрудные дни: руководство духовной жизнью монастырской братии, прием посетителей, выезды в ѕетербург, строительство храмов. ѕо воспоминани€м архимандрита »гнати€ (ћалышева), духовного сына св€тител€ »гнати€, последний весьма различно относилс€ к посетител€м. ќн обладал особым свойством Ц видеть состо€ние души других людей. — окаменелыми он был молчалив. — лукавыми Ц порой юродствовал. Ќо с искавшими спасени€ он был откровенен и беседовал подолгу, обогаща€ душу собеседника спасительными глаголами —в€щенного ѕисани€, св€тоотеческих наставлений и проверенных своей жизнью советов.
         руг знакомых насто€тел€ —ергиевой пустыни был весьма широк. »м€ архимандрита »гнати€ знали во всех сло€х общества. —о многими духовными и светскими лицами он состо€л в переписке. ¬сего в насто€щее врем€ известно более 800 писем епископа »гнати€. ¬ письмах €рко видны необыкновенные качества его души: духовна€ рассудительность, необычайна€ благостность, глубокое смирение, трезвое понимание современной ему жизни. Ќапример, замечательно его письмо к великому русскому художнику  .ѕ.Ѕрюллову.
        Ўли годы. “елесные силы архимандрита »гнати€, никогда не отличавшегос€ особенно крепким здоровьем, слабели. ћысль уйти на покой, чтобы в уединенном безмолвии провести конец жизни, приходила все чаще. ¬ 1856 году он предприн€л путешествие в ќптину пустынь, предполага€ совсем переселитьс€ туда, но это намерение не осуществилось, ибо √осподу было угодно, чтобы его избранник послужил ÷еркви еще и в епископском сане.
        ¬ 1857 году, по представлению ѕетербургского митрополита √ригори€, архимандрит »гнатий был посв€щен во епископа  авказского и „ерноморского. ’иротони€ состо€лась 27 окт€бр€ 1857 года в ѕетербургском  азанском соборе, совершил ее митрополит √ригорий с сонмом других иерархов.
        ѕрожив в —ергиевой пустыни без двух мес€цев двадцать четыре года, епископ »гнатий оставил ее в самом цветущем состо€нии. ¬ его управление обитель украсилась трем€ новыми великолепными храмами. »з духовных воспитанников архимандрита »гнати€ —ергиева пустынь дала впоследствии шестнадцать насто€телей. —ам же новопоставленный епископ »гнатий в столь продолжительное насто€тельствование не только не скопил себе никакого капитала, но не имел даже собственных средств на дальнюю дорогу к своей кафедре и был вынужден искать помощи.
        4 €нвар€ 1858 года епископ »гнатий приехал в город —таврополь и заступил в управление епархией. Ќедавно открыта€  авказска€ епархи€ была весьма неустроена. Ќаселение отличалось неспокойным, воинственным характером, поэтому первое слово св€тител€ »гнати€, обращенное к пастве, было словом мира и любви: Ђћир граду сему!..ї
        ѕервою заботой епископа »гнати€ по управлению паствой было устроение богослужени€ в надлежащем церковном чине и восстановление должных отношений между духовенством и народом, как в городах, так и в селах. Ќедолго Ц менее четырех лет Ц управл€л преосв€щенный »гнатий  авказской епархией. «а это врем€ он посетил многие приходы, даже весьма удаленные, привел в пор€док органы епархиального управлени€, добилс€ повышени€ окладов духовенству епархии, ввел торжественное богослужение, устроил прекрасный архиерейский хор, построил архиерейский дом, перевел семинарию в новое, лучшее здание и внимательно следил за ее внутренней жизнью.  роме того, он неустанно проповедовал. ¬ отношении к духовенству и прихожанам владыка »гнатий был истинным миротворцем: строгий к себе, он был снисходителен к немощам ближних.
        Ќо т€жела€ болезнь не оставл€ла епископа »гнати€ и на  авказе, и летом 1861 года он подал прошение уволить его на покой по состо€нию здоровь€. „ерез несколько мес€цев просьба его была удовлетворена, и он вместе с несколькими преданными учениками переехал в Ќиколо-Ѕабаевский монастырь. ѕри отъезде из —тавропол€, так же как и прежде из ѕетербурга, у преосв€щенного не имелось собственных денежных средств, он должен был оп€ть прибегнуть к посторонней помощи, чтоб рассчитатьс€ с некоторыми долгами и покрыть путевые издержки.
        ¬о врем€ пребывани€ своего на  авказе преосв€щенный не оставл€л своих духовно-литературных трудов.  роме устно сказанных проповедей, он написал здесь почти всю книгу Ђѕриношение современному монашествуї.
        «а заслуги перед ќтечеством преосв€щенный был удостоен монаршей награды Ц орденского знака св€той јнны 1-й степени. ¬ Ќиколо-Ѕабаевский монастырь преосв€щенный приехал 13 окт€бр€ 1861 года. —опровождавшие его лица Ц духовные чада Ц составл€ли одну духовную семью и их дружный образ действий скоро повли€л на весь внутренний и внешний строй обители.  о времени приезда владыки »гнати€ в Ќиколо-Ѕайбаки монастырь находилс€ в упадке. Ќе было даже продовольстви€, и обитель имела большие долги. ћногие здани€, в частности соборный храм, пришли в ветхость. ѕриродный ум, практичность и многолетний опыт позволили владыке в короткий срок улучшить материальное положение обители, произвести капитальный ремонт зданий и даже построить новый храм в честь »верской иконы Ѕожией ћатери. ¬ первый год по прибытии владыки »гнати€ на Ѕайбаки его посетил старинный друг ћ.„ихачов, и это их свидание было последним в этой жизни. ќбоими было признано, что ћ.„ихачову не надо оставл€ть своего места жительства Ц —ергиевой пустыни, в которую он пожертвовал все свое состо€ние и пользовалс€ в ней всеобщим уважением братии. ∆ив€ на покое в Ѕабаевской обители, свободный от служебных зан€тий, епископ »гнатий все свободные часы дн€ отдал пересмотру и пополнению своих аскетических сочинений. «десь он написал Ђќтечникї и завершил Ђѕриношение современному монашествуї. ћножество назидательных писем владыки относитс€ именно к этому периоду.
        —вои сочинени€ сам св€титель разделил на такие группы. ѕервые два тома Ц Ђјскетические опытыї, включающие статьи, в основном написанные в —ергиевой пустыни; третий том Ц Ђјскетическа€ проповедьї, куда вошли проповеди, произнесенные на  авказе; четвертый Ц Ђѕриношение современному монашествуї. ѕ€тый том Ц Ђќтечникї (был издан уже после смерти епископа »гнати€). Ёта книга содержит высказывани€ древних подвижников и примеры из их жизни. ¬се творени€ св€тител€ в целом изображают православный христианский подвиг в его пор€дке, постепенности, научают полагать прочное основание дл€ делани€ евангельских заповедей, пока€ни€ и пока€нного плача.
        «адолго до своей кончины преосв€щенный »гнатий стал готовитьс€ к ней. ¬ августе 1864 года он говорил своему брату ѕетру јлександровичу: Ђѕрошу, когда € буду умирать, не вздумайте посылать за доктором, дайте мне умереть христианином Ц не подымайте суматохиї. Ќаступил 1866 год, владыка так ослабел, что все приезжавшие к нему поражались, вид€ его. Ќо за столько лет болезни все, казалось, привыкли видеть его хот€ и больным, но всегда подт€нутым и бодрым. Ќесмотр€ на различные недуги, о которых владыка сообщал иногда окружающим, никто не слышал от него ни стона. ќн не раз говорил, что, заставл€€ себ€ не стонать в болезн€х, приучал себ€ претерпевать все наход€щее. ѕо обычаю јфонских подвижников св€титель »гнатий не раздевалс€ ни днем ни ночью до самого часа кончины и этим внешним пор€дком он как бы скрыл от окружающих самую опасность своего положени€ и свою близость к кончине.
        16 апрел€ 1867 года в день светлого ’ристова ¬оскресени€, совершив литургию, преосв€щенный так утомилс€, что его с трудом довели до келлии. ¬ этот же день он объ€вил окружающим, что после вечерни никого уже принимать не будет, потому что ему необходимо готовитьс€ к смерти. Ќа другой день 17 апрел€ преосв€щенный сто€л литургию в алтаре и отслужил благодарственный молебен, причем читал окончательную благодарственную молитву с таким сильным, глубоко благодатным выражением, что обратил на это общее внимание. Ёто была последн€€ служба св€тител€ »гнати€. Ѕольше он уже не выходил из келлии, и силы его заметно слабели. ¬ последние дни жизни владыка был воодушевлен ко всем необычайной милостью, как бы растворенной жалостью. Ёта милость и с нею неземна€ радость си€ли на лице бол€щего. ѕолный благолепного смирени€ проща€сь с келейниками, владыка просил прощени€ у них поклоном до земли.
        30 апрел€ 1867 года в Ќеделю жен-мироносиц перед благовестом на позднюю литургию, около 8 часов утра, преосв€щенный »гнатий мирно отошел ко √осподу.
        Ќа шестой день после смерти преосв€щенным »онафаном, епископом  инешемским, было совершено отпевание по пасхальному чину при огромном стечении народа. ¬се удивл€лись м€гкости рук и вообще покойному положению тела почившего. ќтпевание скорее походило на торжество, чем на погребение. √роб с телом св€тител€ был обнесен вокруг собора и при пении Ђ’ристос воскресеї опущен в землю в ћалой больничной церкви в честь преподобного —ерги€ –адонежского и св€тител€ »оанна «латоуста у левого клироса.
        «амечательно, что в этот же праздник Ц Ќеделю жен-мироносиц скончалс€ и преподобный Ќил —орский, известный делатель умной молитвы, написавший правила жизни дл€ современных ему монахов. Ётим как бы подтверждаетс€ замечательное сходство внутреннего подвига св€тител€ »гнати€ с подвигами основател€ древнего скитского жительства в –оссии.
        »нтерес к личности и творени€м св€тител€ »гнати€ огромен, не угасает и почитание сего угодника Ѕожи€ в православном народе. ¬ наше скорбное многом€тежное врем€ св€титель »гнатий €вл€етс€ лучшим духовным руководителем, лучшим примером того, как в жизненном водовороте человек может сохранить верность ’ристу. Ќа ѕоместном —оборе –усской ѕравославной ÷еркви, проходившем 6Ч9 июн€ 1988 года, св€титель »гнатий канонизирован Ђза св€тость жизни, котора€ раскрываетс€ в его творени€х, написанных в духе подлинного православного св€тоотеческого предани€. ќни продолжают и ныне оказывать свое благотворное вли€ние на всех ищущих пути христианского спасени€ї.



вверх
ќЅ »«ƒј“≈Ћ№—“¬≈  ј“јЋќ√ ѕ–ј…—џ √ƒ≈  ”ѕ»“№  ќЌ“ј “џ Ќќ¬ќ—“» Ѕ»ЅЋ»ќ“≈ ј
ќЅћ≈Ќ ——џЋ јћ»
яндекс цитировани€ Rambler's Top100 яндекс.ћетрика
8-499-613-94-63       pravilo-very@yandex.ru